Одна кровь. Две судьбы. Одна война…

В переполненном концертном зале Красноярского Дома культуры  замечаю одиноко стоящего парня, в лёгкой куртке цвета хаки, худощавого телосложения, со впавшими щеками и глазами, от взгляда которых веяло то холодом, то жаром… Он определённо не вписывался в общую атмосферу праздника, посвящённого закрытию Года защитника Отечества. Как же я ошибалась!

Ансар Кахраманов и Ибраим КаяевБез рубрики

Когда освободилось кресло, он сел, и я увидела вместо правой ноги протез.

— Расскажите о себе, — просто сказала я.

— Я, Ибраим Каяев, позывной «Шах», — сказал он. И между нами завязался диалог.

Родом герой моего рассказа из станицы Чертковской Морозовского района, но большинство его родственников живёт в Цимлянске, поэтому и дальнейшую судьбу он хочет связать с нашим городом. По специальности Ибраим – электромонтёр. Трудился на строительстве Крымского моста, а в июле 2020 года вернулся и устроился в РЗК «Ресурс». В самый разгар пандемии женился на студентке Ростовского университета юстиции Амине, уроженке Азовского района.

— Нашу свадьбу родственники помнят до сих пор, — улыбается девушка. — Ведь после неё многие заболели коронавирусом.

Корни «Шаха» уходят в Узбекистан. Турки — месхетинцы приехали в Морозовский и Цимлянский районы в начале 90-х годов. Сам Ибраим родился 1997 году. У него есть старшая и младшая сёстры. И хоть он ещё довольно молод, уже многое испытал и повидал в жизни – и тяжёлый сельский труд, и войну…

В сентябре 2022 года его мобилизовали. Неделя военной подготовки в Персиановке, и вот «Шах» уже на передовой штурмует Марьинку. Потом были  Артёмовск (Бахмут), Новомихайловка, Курахово, Покровск, Катериновка, Дачное, Антоновка – контузии, осколочные ранения, потеря правой ноги… А дома две любимые девочки – жена и дочь Элиф, ради которых он в буквальном смысле слова грыз землю.

— Конечно, каждый день мы были на связи, несколько раз я с волонтёрами возила в его часть гуманитарные грузы. В начале этого года Ибраима перевели в роту эвакуации. В его задачу входило выносить раненых и погибших бойцов с поля боя, — рассказывает супруга.

– В тот день он два раза выходил на задания, а когда уже начало смеркаться ему снова дали задание — вынести раненого. Я ждала звонка, а его нет и нет. Тогда я начала звонить его товарищу. Он сказал, что Ибраим сам мне перезвонит. Только на следующий день я получила смс-сообщение с чужого номера: «Я ранен».

Приехав за раненым бойцом, «Шах» погрузил его в мотоцикл и при развороте наехал на магнитную мину. Не растерялся – сам себе перевязал жгутом ногу выше колена, вколол обезболивающее, оторванную часть ноги упаковал в мешок и вернулся в расположение. Только когда увидел товарищей, потерял сознание. Далее были госпитали, долгое лечение, примерка протезов и первые шаги…

— У моего мужа всё тело в осколках, много других проблем со здоровьем, страшные мозоли на руках и ногах, но самая большая рана – в его чутком, добром сердце, видевшем смерть и страшные нечеловеческие муки раненых. Перед СВО он был весёлым, жизнерадостным парнем, а сегодня он – серьёзный, задумчивый, молчаливый, — делится Амина.

Ребята входят в группу «Волонтёры Цымлы». Вся родня Каяевых подключается к гуманитарным поездкам добровольцев – передают национальные лепёшки, самсу и другие восточные блюда. Также как и все, перечисляют денежные средства на антидроновые ружья, медикаменты и многое другое. Они не понаслышке знают цену жизни. Там на передовой есть только одна ценность – это жизнь наших ребят, наших сыновей и мужей!

— Для меня специальная военная операция не закончится пока на фронте находятся мои товарищи, — сказал «Шах».

В 2022 году наш земляк попал в новостной репортаж телерадиокомпании «Дон-ТР». Там он тоже привлёк внимание журналистов тем, что на груди у него были прикреплены два Государственных флага – Российский и Турецкий.

— Мои родители – этнические турки, а я родился в России, и буду её защищать, — коротко ответил тогда «Шах» журналистам.

Сегодня герой нашего рассказа занимается восстановлением своего здоровья, его супруга трудится в отделе полиции №5, дочь ходит в детский сад. А ещё ребята на днях должны въехать в уже свой собственный дом в Цимлянске!

Мы долго беседовали с Ибраимом и Аминой. Не желая говорить о себе, молодой ветеран боевых действий сказал:

— Не надо писать обо мне, лучше расскажите о моём двоюродном брате Ансаре. Он сейчас находится в самой гуще событий – на передовой. Мы им гордимся!

Да, турки — месхетинцы, уехав однажды от национального конфликта из Узбекистана, они мечтали о мирной жизни в России, честно трудились и трудятся на донской земле, но судьба их сыновей – Ибраима и Ансара, и других ребят распорядилась по-другому.

***

Четвёртый год семья Акрама Бекировича и Саввеллы Мамедовны Кахрамановых живёт в ежедневных тревожных ожиданиях звонка старшего сына Ансара.

Парень окончил Красноярскую СОШ,  затем Волгодонское училище №71, срочную службу проходил в Москве в Росгвардии. Ему предлагали там остаться – подписать контракт, но он вернулся домой, трудился в столице Дона.

В сентябре 2022 года получил повестку и ушёл защищать Родину на специальную военную операцию.

— Спасибо, каждый день или звонит, или пишет маме – бережёт её сердце, понимает, что от его звонка и короткого: «Всё норм» — зависят здоровье и спокойствие семьи, — поделился отец Акрам Бекирович.

– Мы им очень гордимся! Первое время Ансар был в штурмовиках. В 2023 году получил ранение. Потом прошёл обучение и сейчас он старший группы БПЛА. Он у нас смышлёный, предприимчивый, ответственный! За освобождение Марьинки ему вручили медаль Жукова!

Конечно, за эти три с лишним года сын возмужал, хотя остался таким же худощавым, у него появились седые волосы, отпустил бороду…

Кахрамановы в станице Красноярской живут уже более тридцати лет, занимаются растениеводством, возвели теплицы, держат птицу.

В части Ансар взял себе позывной «Бала», что по-турецки означает  «младший» или «маленький», хотя рост у него средний – 158 сантиметров.

По рассказу родителей, на фронте вокруг него всегда вьются кошки.

— Как позвонит по видеосвязи, так у него на плече или груди обязательно лежит кот. Чтобы мыши не подъедали скромную солдатскую еду, коты их гоняют, — говорит отец.

– Конечно, мы ждём сына домой, как и все мечтаем, что он устроится на хорошую работу, женится, и мы все будем жить мирно и счастливо, — говорит отец солдата.

Уважаемые Акрам Бекирович и Саввелла Мамедовна! Как говорит ваш сын, «Всё будет норм!»! Мы искренне верим и знаем наверняка, что Ансар вернётся домой с Победой! Храни его Аллах!

Н.МАРКИНА.