Верховный суд разъяснил, кто из родственников погибших бойцов СВО может получать выплаты

Суть спора: военнослужащий погиб в 2022 году в ходе СВО. Как и положено, его матери назначили ежемесячную компенсационную выплату. Через некоторое время такое же пособие стала получать и вдова бойца, согласно ее заявлению. Вследствие этого мать стала получать меньше денег. Пожилая женщина не согласилась с начислением компенсации жене сына и обратилась в суд с требованием лишить невестку вообще права на выплату.

Закон и порядок

Мать погибшего воина объяснила в суде свою непримиримую позицию: хотя брак ее сына «на бумаге» был зарегистрирован, но фактически супруги не проживают вместе уже более 20 лет и не ведут общее хозяйство. Женщина рассказала суду, что вдова ее сына вообще живет за границей вместе с ребенком.

Суд первой инстанции встал на сторону матери, удовлетворил ее просьбу. Но решение не устроило невестку и было обжаловано. А вышестоящие суды его и вовсе отменили и заявили, что факт наличия официально зарегистрированного брака первичен. Отсутствие совместного проживания не играет роли и не влияет на право супруги получать выплаты после гибели мужа.

Как сообщает «Российская газета» Верховный суд отменил решения апелляционной и кассационной инстанций по следующим основаниям.

  • Ежемесячная компенсационная выплата членам семьи погибшего участника СВО носит целевой характер и призвана компенсировать в той или иной степени материальные потери, связанные с утратой возможности получать денежное содержание от погибшего.
  • Наличие формально зарегистрированного брака не означает наличия семейных и супружеских отношений. Жена по существу не являлась членом семьи погибшего. «Супруги утратили чувство взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей» — подчеркнуто в определении суда.
  • Верховный суд также обратил внимание на то, что ранее судом уже было отказано в признании за вдовой погибшего права на единовременную выплату, установленную указом президента РФ для членов семей погибших военнослужащих, по причине прекращения фактических брачных отношений.