Как мы уже сообщали в прошлом номере «Придонья», к нам в редакцию пришла знакомая работница Центра занятости населения Оксана Сергеевна Цыганкова. Из её включённого смартфона лилась мелодичная песня о цимлянском матросе, которую исполнял знаменитый певец Леонид Утёсов. Как потом показал наш опрос других наших знакомых из Цимлянска, многие тоже не слышали эту песню, потому и не знали, чья эта музыка и слова к ней. Ну а поскольку О.С.Цыганкова попросила нас рассказать об этом подробно в газете, а потом ещё чтобы песня прозвучала и на нашем сайте придоньецимлы.рф, мы сегодня исполняем её просьбу. Считаем, что это будет интересно очень многим нашим читателям.
Но начну всё по порядку. Музыку к песне сочинил известный российский композитор Никита Богословский, а слова к ней написал поэт-песенник Николай Константинович Доризо. Кстати, этот поэт дружил с нашим земляком известным донским поэтом-цимлянином Владимиром Иосифовичем Фроловым. Хотя Доризо родился в Краснодарском крае, в станице Павловской, школу он закончил в Ростове в 1941 году и отсюда ушёл на фронт.
После войны снова вернулся в Донскую столицу, где окончил Ростовский госуниверситет, издал здесь свою первую книгу «На родных берегах». Потом уехал покорять Москву. И покорил столицу своими известными стихами, которые звучали не только во многих его поэтических сборниках, но и более чем в сорока кинофильмах. Но Николай Константинович до конца своих дней не забывал не только свою родную станицу Павловскую и Краснодар, но и Ростов, который стал для него второй малой родиной.
И вот однажды в конце 60-х годов во Дворце культуры завода «Ростсельмаш» молодые поэты из литературной группы многотиражной газеты «Ростсельмашевец» выступали перед рабочими завода. На этом мероприятии присутствовал и именитый гость из Москвы, поэт Николай Доризо. И ему очень понравился смелый вихрастый паренёк – наладчик заводского электрооборудования Володя Фролов.
И не только ему. Когда он прочитал своё стихотворение о коллегах-заводчанах, зал буквально взорвался дружными аплодисментами. Оцените и вы, цимляне, один из первых литературных трудов своего земляка.
Мы читаем стихи рабочим.
Заливаемся — как соловьи.
Мы вниманья к себе не просим
колокольчиком.
Мы — свои!
Цеховые. И это важно.
Нас не надо в мазут вымазывать.
Из сидящих здесь может каждый
наши «био» за нас рассказывать.
Дядьки Пети и тетки Вали
за малейший в работе срыв
час назад нам чертей давали
и вот слушают, рты раскрыв,
о красивом, большом, серьезном,
о рабочих своих руках…
И улыбки цветут, и слезы
восхищения на щеках.
Вот с этой встречи и началась дружба Володи Фролова и Николая Доризо, которому цимлянин рассказал, как строился Цимлянский гидроузел, как они с семьёй перед затоплением их родной станицы Нижне-Курмоярской перевозили свой казачий курень в станицу Лозновскую. Сюда потом поэт приезжал каждое лето, где под сенью яблоне-вишнёвого сада писал новые стихи.
Вот так и Николай Доризо, впечатлившийся рассказами не только Володи Фролова о самой крупной послевоенной стройке тогдашнего СССР, посвятил ей ряд поэтических произведений. А одно из его стихотворений о Цимлянском море и матросе (это был собирательный образ) стало песней на музыку известного композитора Никиты Богословского. Ну а спеть её взялся тоже очень известный и популярный в то время солист Леонид Осипович Утёсов.
Мы публикуем слова к этой песне.
Есть хутор в Цимлянском районе –
Ковыльная степь, солончак.
Живет в этом хуторе дальнем
Ушедший в отставку моряк.
Он юнгой служил на «Авроре»,
В Кронштадте кадетов громил.
По Белому морю он плавал.
По Черному морю ходил.
По старой матросской привычке
Он чистит бушлат по утрам.
По праздникам пуговки драит
И брюки утюжит по швам.
А вечером выйдет из хаты
И вдаль молчаливо глядит:
По Белому морю тоскует,
По Черному морю грустит.
А нынче Цимлянские волны
К степному пришли хуторку.
И море вернулось к матросу.
И юность пришла к старику.
Далекие волны не знают,
Какие дороги их ждут,
По Белому морю гуляют,
А в Черное море придут.
Кстати, Володя Фролов тоже быстро рос в творческом плане. Его стихи публиковали областные и центральные газеты и журналы. А в 1979 году вышла его первая книга стихов «Разрыв-трава». Он стал членом Союза писателей СССР, а вскоре возглавил Ростовскую писательскую организацию, которой руководил до 2006 года. И Николай Доризо частенько посещал красивый уютный особняк Ростовских писателей на улице Пушкина, который в свое время «выбил» для них сам Михаил Шолохов.
В свою очередь бывал в гостях у Николая Доризо в Москве и Володя Фролов. В писательском посёлке Переделкино пили чай, угощаясь пончиками и оладьями, которые вкусно готовила жена – бывшая прима Театра оперетты Вера Георгиевна Вольская. С ней Николай Доризо прожил более 40 лет. А первой его женой была Гелена Великанова, первая исполнившая затем ставшую очень популярной песню «Ландыши».
На таких встречах о многом говорили. И о жизни, и о Ростове, и о творчестве.
— Коля, а помнишь, как я тебя на себе женила, — задаёт вопрос Н. Доризо Вера Вольская. – А ведь я была тогда всем недоступная.
— Конечно, помню. Мне все приятели говорили, что ловить тебе, Коля, здесь нечего. И действительно, сначала ловить было нечего, — улыбается Доризо. — А когда у меня появилась машина, квартира, дача — от поклонниц не было отбоя.
— Да, нет, Коля, мне твои стихи понравились. Ну и ты сам – улыбается Вера Георгиевна. – Поэтому я как-то и сказала: нет у меня больше времени, Коля, встречаться. Давай-ка ты женись на мне.
— А я уже давно был на тебе, Вера, женат и душой, и мыслями, — вторит жене Доризо.
А потом были долгие воспоминания о творчестве. Особенно о судьбе песни Н.Доризо «Огней так много золотых…».
— Песню «От людей на деревне не спрятаться» для фильма «Дело было в Пенькове», у меня сразу приняли, — рассказывал поэт, — а вот песню «Огней так много золотых…» посчитали «аморальной». В то время в Советском Союзе женщине любить женатого не разрешалось. А вот мы взяли и спели с композитором Кириллом Молчановым эту песню на киностудии при всех присутствующих. А через несколько дней звонит директор киностудии имени Горького.
— Что Вы там за песню написали, вся киностудия её поёт…
Кадры к фильму пришлось доснять на фоне которых и прозвучала эта песня. И в ней были такие слова «Огней так много золотых на улицах Саратова, парней так много холостых, а я люблю женатого». И фильм, и песня многим понравились, но в адрес поэта посыпались критические стрелы от политорганов и особенно от «высоко-моральных» московских учителей.
«Вы, Доризо, оклеветали образ советских женщин!», «Где Вы видели советских женщин, которые любят женатых мужчин?», «Вы «аморальный» поэт, Доризо!».
А журнал «Крокодил» разразился фельетоном в адрес поэта. И пародия звучала так: «Пьянит любовь сильней вина мою натуру ложную. В меня девчонка влюблена, а люблю замужнюю». Но народная любовь ко всем лирическим стихам Н. Доризо превысила суровую критику политорганов. Народ пел его песни «Помнишь, мама моя, как девчонку чужую…» ( кстати, навеялась она ему в Ростове), «Давно не бывал я в Донбассе», «Мужской разговор» и многие другие.
И хотя Владимир Фролов моложе Николая Доризо, умер он раньше его на пять лет, 2 января 2007 года. И Николай Доризо прислал племянникам Владимира Фролова в Ростов в день смерти поэта телеграмму – соболезнование. В похоронах земляка на Северном кладбище участвовала и делегация цимлян, которых я возглавлял. Впоследствии мы, земляки и друзья Володи Фролова, участвовали с Ростовскими писателями в открытии на его доме по улице Российской, 14 Мемориальной доски.
Николай Доризо умер 31 января 2011 года и похоронен в подмосковном писательском посёлке Переделкино. Вот так и закончилась дружба двух поэтов на этом свете.
Друзья, нажмите на нашем сайте белый треугольник и прослушайте песню на слова Николая Доризоо о Цимлянском матросе и нашем рукотворном море в исполнении Леонида Утёсова.
Николай СИВАШОВ, г.ЦИМЛЯНСК.