КУКОЛЬНЫЙ МИР ЕЛЕНЫ ЖЕНОВАЧЕВОЙ

В Цимлянском краеведческом музее проходит выставка Союза художников России. Среди картин особо выделяется стеклянная витрина, в которой мирно стоят куклы. Среди императриц, князей, гусар и других особо выделяется мальчик с деревянной лошадкой. Он, как живой, только маленький. Сделать такую куклу мог только настоящий мастер! Им, а вернее – ей — оказалась наша землячка – Елена Юрьевна Женовачева. Наш корреспондент Наталья Маркина встретилась с ней и попросила рассказать об искусстве изготовления кукол.

Культурное и историческое наследие

— Как-то щелкнуло в один момент — хочу, пока не попробую, не пойму. Разорилась, купила мастер-класс. Дело пошло, — говорит Елена. — Процесс создания? Это не так красиво, как кажется. Пыль, мусор, опилки, дрели-сверла, руки-ноги в духовке. Да и занимаюсь я этим вечерами и ночами, в свободное от основной работы время. Аксессуары помогает делать муж Дмитрий.

За четыре года Е.Женовачева создала пять коллекций – «Ребята с нашего двора», «В сибирской глубинке», «Здравствуй, школа!», «Русские узоры», «Все дети — ангелы», которые выставляла в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону. На сегодняшний день она увлечена новой коллекцией, рабочее название которой «Мой первый Новый год».

— Сплю по три часа в сутки, — делится художник. – На изготовление одной куклы уходит от двух недель до двух месяцев. Девочки в кокошниках созданы в среднем за три месяца. Много времени заняло вышивание головных уборов.

— Елена, где вы черпаете идеи?

— Наверное, из детства. Старые советские фотографии, открытки, мультфильмы, кино. И просто детские воспоминания.

Дома у Елены настоящая кукольная мастерская, где разместилось всё необходимое для работы и хранения фурнитуры и материала.

Творческий процесс захватывает так, что она, не замечая времени, может с утра до самого позднего вечера просидеть за работой. Самое сложное, по мнению мастерицы, шить одежду и наряжать куклу.

– У каждой куклы, – говорит Елена, – свой характер, она сама выбирает себе наряд, если не захочет что-то надеть, не наденет. Всё будет не получаться, идти не так, пока не догадаешься, что ей нужно. Я порой до последнего не знаю, какая кукла получится, они все разные, со своими характерами, своей «душой». Бывают куклы с лёгким нравом, принимают всё, что я им делаю. А бывает, вредничают, как дети, всё им не так. В этом случае лучше дня на два отойти от неё, остановить работу. Надо, чтобы энергетика общения с куклой была позитивной.

 

Лепка кукол из полимерной глины – интересное и творческое занятие, в котором можно реализовать самые оригинальные задумки, и отпустить на волю фантазию.

Создание интерьерной куклы из полимерной глины, как это ни странно, довольно молодой вид рукоделия. Дело в том, что этот материал появился на рынке относительно недавно. В 1907 году химик из Бельгии Лео Хендрик Бакеланд представил и запатентовал первую пластичную синтетическую массу и назвал ее бакелитом. Этот состав стал своего рода прародителем современной полимерной глины. Из него можно было вылепить абсолютно любую вещь, которая даже при воздействии повышенных температур не размягчалась и не деформировалась.

В 1939 году знаменитая кукольных дел мастерица Кэти Круз решила создать такую субстанцию, которая была бы крепче фарфора и столь же пластична, как обычная глина. Ее исследования закончились успехом — после долгих экспериментов она сумела получить материал для лепки голов своих кукол. Однако для массового производства он был непригоден.

Дело продолжила ее дочь Софи. После множества манипуляций с полученной ее матерью массой – введением в нее добавок, различных красителей, пастообразных компонентов – в 1954 году она все-таки сумела изобрести полимерную глину в том исполнении, в котором материал знаком современным мастерам.

Для изготовления кукол необходимо специальная глина, металлическая проволока для создания каркаса, клей, грунтовка, колеры, фольга, плоскогубцы, кисти, стеки, иглы, спицы, а также скальпели и маникюрные ножнички, и, конечно, фурнитура — реснички, разнообразные глазки. А ещё волосы, ткани, нитки, бисер, перья и так далее. Всё необходимое Елена Юрьевна закупает в интернет-магазинах.

— Для каждого творческого человека очень важно признание его труда, оценка опытных мастеров и знатоков этого вида искусства, — говорит Елена, ставшая в этом году членом Союза художников России. – На выставках я черпаю новые идеи, вдохновляюсь, строю планы.

Познакомившись поближе с куклами, созданными Еленой Юрьевной Женовачевой, искренне хочу сказать:

— Вы большая умница! Я прошу Вас организовать выставку в нашем краеведческом музее, чтобы все жители Цимлянского района по достоинству оценили Ваш профессионализм, исключительный вкус и мастерство!

Н.МАРКИНА.