БОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ЖИЗНЬ

Столетний юбиляр - Анна Ивановна Цыганкова
Столетний юбиляр - Анна Ивановна Цыганкова

Жительнице посёлка Саркел Анне Ивановне Цыганковой исполнилось 100 лет!

Нам, ныне живущим, трудно представить себя в 1921 году без холодильников, микроволновок, телевизоров, света, газа и водопровода… Да и Анна Ивановна Цыганкова, перешагнувшая столетний рубеж, не думала, что в её жизни когда-то появятся все эти чудо — приборы.

Много лет назад Анна Ивановна купила себе комнатку в общежитии посёлка Саркел. Живёт женщина очень скромно. Её навещают соседи, знакомые, которые помогают ей по хозяйству, а долгие вечера она сидит у окна и вспоминает всё, что пережила.

— Родилась я в хуторе Большой Лог Цимлянского района, в крестьянской семье. У отца и матери было большое хозяйство. Они сеяли хлеб, выращивали арбузы, косили сено, держали коров, быков и птицу. По тем временам мы были «середняками». Детей было двое – старшая сестра Евдокия и я. Отец Иван Тимофеевич и мама Мария Семеновна трудились с раннего утра до позднего вечера. И вот буквально в один день нашу семью лишили всего… Папу взяли под арест и отправили отбывать наказание (за то, что он середняк — эксплуататор) за ремонтную станцию в хутор Погорелов. А нас с мамой приютили родственники.

Иван Тимофеевич очень переживал за семью, и часто отпрашивался у коменданта к детям. Пробирался к ним по ночам. «Доброжелательные» соседи углядели и доложили в милицию. Отца Анны сослали в Вологду, а мать с детьми – в Ставропольский край.

От Ивана Тимофеевича приходили весточки. Он звал Марию Семеновну с Дуней и Аней к себе. Сестра уже поступила на работу сельским исполнителем в комендатуру – всё время была на глазах. А матери с Аней всё же удалось ночью покинуть деревню, добраться до станции и сесть в поезд до Вологды.

Встретиться с отцом так и не удалось – его отправили на работу в другой город. Промучившись неделю в чужом городе, женщина с ребёнком на перекладных добрались на родину – в Цимлянский район. От станции Котельниково шли пешком…

Из тех скитаний в памяти моей героини осталось одно. По дороге в Большой Лог они заночевали в скирде соломы. Проснувшись утром, Аня увидела перед собой степь, займище и Дон. Под горой – дома. Это была станица Баклановская. От неё добрались к родне, в хутор Колодезный. Там скиталиц накормили и проводили до Красного Яра, где жили сёстры и братья отца.

Увидев Марию Семеновну и Аню, родственники не обрадовались, так как за ними велось наблюдение милиции. Они послали сноху в сельский совет просить разрешение на проживание. Начальник отправил женщину работать в колхоз. Но через две недели Марию Семеновну и Аню взяли под арест.

Девочку, конечно, отпустили. Ночи она проводила то у одной, то у другой тёти, а днями крутилась около милиции.

— Мама без дела сидеть не могла. Стала ухаживать за коровами, — вспоминает Анна Ивановна. – Вот мы вместе в хлеву делили на двоих кусочек кукурузного хлеба и крынку молока.

В зиму Марию Семеновну отправили на строительство Московского канала, а Аню забрал к себе дядя Николай. У него было своих три дочери. На девочку свалили всю грязную работу. Ей пришлось ухаживать за тремя коровами, двумя телками и стадом коз. Присесть Ане не давали. Сёстры учились, а Аня только мечтала об учёбе. Так и осталась неграмотной.

Прожила Анна Ивановна у дяди с тётей шесть с половиной лет. Отец на её содержание каждый месяц присылал тридцать рублей. От мамы вестей не было.

Только в 1938 году семья собралась вместе. Оформили паспорта и уехали в Вологду. Но Марии Семеновне по здоровью тот край не подошёл. И она с дочерьми вернулась на Дон. Евдокия вышла замуж в Красный Яр, Анна пошла работать в винсовхоз, а мама устроилась на противочумную станцию. Жили по съёмным углам, пока Анну не сосватал Семен Иванович Цыганков.

В 1939 году молодые поженились. Супруг привёл жену в свой дом, который располагался под Чикаловой горой, близ станицы Хорошевской. В ноябре этого же года у них родился первенец.

В сороковом году Семена призвали в армию. Затем война. Вернулся он на родину через шесть лет.

В начале 1941 года у Анны Ивановны родился второй сын Ванечка, а старшенький умер. Потеряла бы молодая женщина и второго малыша, если б не немцы, которые вылечили его.

Вернулся Семен Иванович в 1946 году. В винсовхозе, как работник, он был на хорошем счету. В 1949 году на свет появился ещё один сын – Геннадий. За это время Цыганковы построили дом, выучили ребят и женили их.

По семейным обстоятельствам в начале девяностых дом пришлось продать. В 1996 году Семен Иванович умер. Сын Геннадий забрал мать в Минеральные воды, но климат ей там не подошёл.

И вот Анна Ивановна сегодня встречает многочисленных гостей с поздравлениями и подарками. В посёлке Саркел с вековым юбилеем её поздравили Президент России В.В.Путин, Губернатор Ростовской области В.Ю.Голубев, глава Администрации Саркеловского сельского поселения А.В.Миненко и многие другие.

Мы присоединяемся к поздравлениям, и искренне выражаем своё восхищение жизнелюбием, жизнестойкостью и силой духа хрупкой русской женщины – Анны Ивановны Цыганковой! Так держать, бабушка Аня!

Н.МАРКИНА.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here