ДЕВЯНОСТАЯ ВЕСНА БАБУШКИ ТАНИ

В станице Краснояркой скромно живет Татьяна Васильевна Беликова, интересная женщина, уникальный человек, которой 21 января этого года исполнилось 90 лет. Именинницу поздравили многочисленные родные и близкие, а также глава Администрации Красноярского сельского поселения Е.А.Плутенко, торжественно вручившая юбиляру поздравительные открытки от Президента РФ В.В.Путина и Губернатора Ростовской области В.Ю.Голубева, цветы и подарок. Мы решили познакомиться с Татьяной Васильевной поближе, и рассказать о ней читателям газеты.

И вот я на пороге квартиры именинницы. Встретила меня приветливая женщина. Добрые глаза светились радостью, и было заметно: Татьяна Васильевна — общительный человек, счастливый от простого внимания и обыденного разговора. Несмотря на возраст, она четко помнит даты, имена, без очков читает, здраво рассуждает, следит за событиями в стране и районе, черпая информацию в том числе и из газеты «Придонье». И помнит Татьяна Васильевна многое, хотя трудно представить, сколько пришлось ей пережить.
Родилась она в многодетной семье в х.Кумшацком Морозовского района. Родители Василий Федорович и Ефимия Ильинична Курочкины работали в колхозе имени Чумакова. В семье росли десять ребятишек (восемь мальчиков и две девочки). Татьяна — пятый ребёнок в семье.

Работы в колхозе было много. Мама на свиноферме была старшей. Также было время, когда она пасла быков. Дети помогали ей по мере своих сил. Когда в семье в 1943 году родился предпоследний брат Ванечка, Татьяна стала для него няней. Он вырос на её руках и до сих пор, хотя Ивану Васильевичу уже больше 85 лет, считает сестру своей второй мамой.

Семья Курочкиных, как и многие донские семьи, пережила раскулачивание, голод середины 30-х годов, потерю детей из-за болезней и фашистскую оккупацию.

— Иногда у нас совсем не было еды, — вспоминает Татьяна Васильевна. – Мы собирали колючки, сушили их на солнце, перетирали в порошок, добавляли горячей воды, соли, замешивали тесто. Затем отрывали от него кусочки и бросали в кипящую воду. Это блюдо называлось затирка. Что-то похожее на ленивые вареники. Или из этого теста раскатывали лепёшки и жарили их в печи. Также собирали подорожник, конский щавель, крапиву, лебеду и варили зелёный борщ.

В начале 1940 года Курочкины переехали в хутор Беляев. Только пережили голод, как пришла война. До неё Татьяна окончила пять классов. Больше учиться ей так и не пришлось. Отца сразу призвали на фронт. В первом же бою он получил ранение – оторвало снарядом кисть левой руки, и его комиссовали. Не успел отец семейства переступить порог родного дома, как в хутор нагрянули немцы. Василия Федоровича они не тронули. Мужчину – инвалида они не считали опасным. Оккупанты загнали свои машины в большой сад Курочкиных.

— Самый старший брат Андрей ушёл на фронт и не вернулся, второму – Григорию — в то время было 17 лет. Комсомолец, активист, высокий красавец. Нам приходилось его прятать. В земляной кухне вырыли яму, накрыли её рогожей, и днём он там сидел, — рассказывает моя собеседница. – За нами смотрела бабушка Татьяна Кузьминична, папина мама. Однажды бабушка послала меня отнести в поле маме и папе обед. Бегу по хутору, а вокруг пули так и свищут! Как я осталась жива, до сих пор не представляю… А вот с братом Серёжей приключилась большая беда. Он играл во дворе с боеприпасами, брошенными фашистами. Один из снарядов взорвался и Серёжа прямо у нас на глазах долго мучился, и вскоре умер.

Зимой 1943 года жители Беляева наблюдали за боем, завязавшимся между красноармейцами и фашистами. Татьяна помнит, как наши ползли в белых маскировочных халатах, как почуяв освобождение, хуторяне гуртом налетели на оставшихся немцев и убили их, как детвора помогала копать могилу и закидывала мёртвых фашистов камнями. Вот какая была ненависть к фашистским захватчикам! С освободителями ушёл дальше воевать и брат Гриша. Больше он домой не вернулся, пропал без вести.

Полный текст этого материала читайте в Цимлянской районной газете «Придонье»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here