Pop-up

ТЕПЕРЬ МЫ ИХ НЕ ЗАБУДЕМ

Общество

13 мая 1964 года около 10 часов утра над Цимлянским морем у мыса станицы Хорошевской столкнулись два военных самолета ТУ-16, летевшие из белорусского города Быхово на военные учения на Каспий.

В этой катастрофе погибли семь летчиков. Тела двух членов экипажа одного из самолетов – второго пилота старшего лейтенанта Василия Дмитриевича Рослякова и сержанта-радиста Михаила Михайловича Михеева были так сильно фрагментированы, что невозможно было определить, какой фрагмент кому принадлежит, а потому военное руководство распорядилось похоронить летчика и радиста на месте катастрофы в Цимлянске в одной могиле. Ну а поскольку катастрофа и похороны были окутаны спецслужбами и местными властями тайной, то вскоре всё стало забываться, как и безымянной стала и могила летчиков.

Но всё-таки нашелся в нашем городе беспокойный и порядочный человек Алексей Донсков. Он связался с Даниилом Васильевичем Терзи из Саратова, КОТОРЫЙ  в свое время служил в 57-й Смоленской морской ракетоносной авиационной дивизии, которая дислоцировалась в городе Быхов Могилевской области Республики Беларусь, откуда и взлетели те самые самолеты, потерпевшие катастрофу над Цимлянским морем. Оба этих беспокойных человека потом нашли эту заросшую могилу, оповестили о ней «Белорусский Союз офицеров» 57-й авиационной дивизии. И её председатель И.А.Чирвоный направил официальное письмо командиру полка Морозовского военного гарнизона об оказании содействия и спонсорской помощи в обустройстве и уходе за могилой погибших летчиков. К этой важной работе подключился еще один неравнодушный человек, Почетный гражданин  Морозовского района  Павел Яковлевич Коховец, а также житель города Цимлянска Сергей Александрович Петров, житель города Волгодонска Анатолий Федорович Ковалев, писатель из Саратова, гвардии капитан в отставке Николай Юрьевич Талызин и редакция газеты «Придонье». Все эти неравнодушные люди, собравшись в Цимлянске, встретились с главой Администрации Цимлянского городского поселения П.И. Разумовским, Председателем Собрания городских депутатов-Главой города Е.П. Белянко и военным комиссаром Цимлянского и Волгодонского районов А.В. Живенко.

Было вынесено решение – поставить могилу летчиков на учёт и добиться ей статуса воинского захоронения, чтобы она больше никогда не стала безымянной.

Но перед этим работники ЗАО «Приют» привели могилу в надлежащее состояние: выкорчевали пни, кустарники, покрасили оградку, сделали песчаное покрытие, а художественный совет этого предприятия представил активистам два эскиза нового памятника лётчикам и оригинального ограждения с благоустройством этого монумента. Все эти работы оплатил еще один неравнодушный человек нашего города – бывший директор АО «Цимлянский судомеханический завод», Почетный гражданин города Цимлянска  Виктор Константинович Квинт. А вот на основные работы — изготовление нового памятника (с сохранением старого), установку новой изгороди, укладку плитки и другие благоустроительные работы обещают выделить денежные средства цимлянские предприниматели и авиационный полк Морозовского военного гарнизона.

Но после обсуждения всех этих важных вопросов, на второй день, 13 мая гости из Белоруссии, Саратова, Морозовска, Волгодонска и Цимлянска собрались на старом кладбище у могилы погибших лётчиков, где в Почетный караул встали юнармейцы Цимлянской средней школы №3. Собравшиеся возложили живые цветы и венки на могилу. И мне – автору этой газетной статьи пришлось рассказать собравшимся о той далёкой катастрофе над Цимлянским морем, которой в тот день исполнилось ровно 59 лет. Всю эту страшную историю я знаю не только из архивов и публикаций газет, но и из уст очевидцев этой катастрофы и непосредственно членов экипажа команды теплохода «Отважный» Федерального управления «Цимлянскрыбвода» капитана судна Алексея Дмитриевича Губеева и моториста Николая Кулягина.

Направляясь на военные учения из Беларуссии на Каспий, два наших военных самолета должны были сделать в воздухе дозаправку. Сначала у них всё шло по плану. Но когда с самолёта-заправщика в истребитель по специальному шлангу стало поступать топливо, произошел аварийный расцеп. Самолёты при столкновении взорвались и горящими кометами начали пикировать в море. Вслед за ними с неба падали ящики и куски металла. А вскоре появились купола нескольких парашютов. Лётчики громко кричали, призывая на помощь членов экипажа теплохода «Отважный». По заданию тогдашнего начальника «Цимлянскрыбвода» И.А.Лобова это судно ловило для Волгоградского научно-исследовательского института рыбного хозяйства мизидов – морской корм для рыб.

Сначала парашютисты снижались прямо в огонь, который буквально бушевал на месте падения самолетов. Но потом лёгкий ветерок отнёс их от этих огненных смерчей и они приводнились чуть поодаль. На самой полной скорости теплоход поспешил на выручку пострадавшим. Быстро вытащили из воды первого лётчика. И уже он начал помогать рыбакам спасать остальных своих товарищей. К сожалению, второй парашютист сразу после приводнения ушёл под воду, третий оказался мертвым. И все-таки пятерых летчиков А.Губеев и Н.Кулягин спасли.

Судно взяло курс на пристань в Крутовской  балке, где его уже ожидали скорая помощь и милиция. Лётчиков увезли. А затем в Цимлянск прибыла специальная комиссия по расследованию этой трагедии. Свои показания дали не только А.Губеев и Н.Кулягин, но и многие цимляне, работавшие в это время на виноградных плантациях винсовхоза «Цимлянский» и наблюдавшие эту катастрофу с высокого цимлянского берега.

Долгое время после этого в море работал морской кран с баржей, а также водолазы, которые вылавливали оставшиеся фрагменты самолетов, которые потом долго хранились на лесобазе города Волгодонска. К сожалению, военным так и не удалось извлечь с морского дна самый опасный и сверхсекретный груз – боевую ракету. Слишком глубоко она вонзилась в морское дно. Долгое время все боялись, что эта ракета была с атомным зарядом. Но вот, наконец-то, наши белорусские друзья успокоили нас тем, что атомной начинки в той ракете «К-10с»  не было. Она была прототипом сегодняшней крылатой ракеты и должна была на учениях поразить цель без атомного взрыва.

Как рассказал мне Алексей Дмитриевич Губеев, с которым мы неоднократно встречались, один из лётчиков приезжал к нему  из Москвы. В свою очередь и он, будучи в столице, заходил к нему в гости. Один из пилотов долгое время жил в Волгодонске, а работал снабженцем в Восточных электросетях, которые базируются в Цимлянске. Здесь он женился, здесь и умер. У него есть ребенок, которого мы хотим разыскать. О судьбе других лётчиков А.Д.Губееву и Николаю Кулягину ничего не было на то время известно. Хотя все спасенные пять человек клялись им тогда на палубе корабля, что никогда их не забудут и обязательно добьются их награждения.

А свои скромные награды Алексей Губеев и Николай Кулягин все-таки получили. Их вызвали в Цимлянский райком партии, где их ждало высокое военное начальство. Вручив им наручные часы цимлянские гости рекомендовали награжденным об этом случае никому не рассказывать.

И только в пору гласности в Цимле снова заговорили во весь голос о катастрофе военных самолетов над Цимлянским морем, к сожалению, позабыв о могиле военных летчиков на цимлянском кладбище. Хочется верить, что это воинское захоронение больше никогда не останется без внимания.

НИКОЛАЙ СИВАШОВ. ФОТО АВТОРА

Добавить комментарий