ИВАН БОЛДЫРЕВ: ХУДОЖНИК, ФОТОГРАФ, ИЗОБРЕТАТЕЛЬ

Он создал фотолетопись жизни своих земляков-цимлян и на несколько лет опередил зарубежных изобретателей короткофокусных фотоаппаратов, но запатентовать свое детище, к сожалению, не смог. Хотя миллионы фотографов во всем мире больше сотни лет широко использовали изобретенную казачьим фотографом оптическую систему фотографирования и гибкую, эластичную фотоленту для негативных снимков. 

 Родился Иван Васильевич Болдырев в 1850 году на Дону, в станице Терновской Цимлянской волости Войска Донского в семье донского казака. Отец его долгие годы был на царской службе, и до пятнадцати лет будущий фотограф считался чуть ли не сиротой, зарабатывая на хлеб тем, что помогал деду пасти скот. Вернувшись домой, отец отдал Ивана в услужение казачьему офицеру, в надежде на то, что из сына со временем получится исправный писарь. Но Болдырева с раннего детства больше всего на свете привлекала техника. Часами он разбирал, ремонтировал любые подвернувшиеся под руку механизмы — часы, маятники, редкие в те времена механические измерители.

В августе 1869 года 19-летний юноша уезжает на заработки в Новочеркасск, где поступает учеником к фотохудожнику Елисею Григорьевичу Черепахину и подробно знакомится с фотоделом. В те годы фотографирование было процессом громоздким — массивные фотоаппараты с неуклюжими камерами «удачно» дополняли пластины для нанесения негативов из объемного хрупкого стекла. Конечные снимки получались размытые, без пространственного наполнения, требовали дополнительных усилий ретушеров.

Первые удачные фотоопыты настолько окрылили молодого мастера, что в 1872 году он отправился «покорять» Северную столицу. Больше всего юношу увлекла задача создания универсального короткофокусного объектива. Из нескольких линз, помещенных в самодельную картонную оправу, изобретатель вскоре собрал удачный объектив, который позволял получать изображение по тем временам высочайшего качества. Одновременно Болдырев поступает на службу в фотоателье Лоренца ретушером, посещает Академию художеств и почти весь свой скудный заработок тратит на очень дорогие по тем временам фотоматериалы и эксперименты по усовершенствованию техники съемки.

Пере­делав объектив, Иван Василье­вич поспешил в родные края. Весь световой день путешество­вал он по станицам Цымлян­ской, Кумшацкой, Есауловской. Его интересовало все: лица, одежда, жилье, станичные сходы, девичьи хороводы. Хотелось как можно полнее представить в фотографиях весь уклад жизни родного До­на. Осуществлять замыслы помогали не только природная одаренность и знания, полученные в Петербурге, помо­гал объектив, позволяющий изображать резко и отчетливо во всей глубине пространства большие группы людей, жанровые сцены. Как фотографу, ему постоянно открывалась важность его дела — сохранить для истории «образы и виды Донской области».

Казачье семейство в праздник.
Казачье семейство в праздник.

В 1875–1877 годах Болдыревым были сделаны фотографии, которые вошли в цикл «Виды и типы второго Донского округа», посвященный главным его героям – землякам. Вернувшись в Санкт-Петербург, Болдырев привез с собой два альбома снимков, этнографическую и художественную ценность которых высоко отметили специалисты и любители искусства. Позже один альбом приобрела Императорская Публичная библиотека, другой — Русское географическое общество.

С 1878 года фотограф регулярно работает в петербургской Императорской Публичной библиотеке, снимая интерьеры здания и создавая портреты ученых – в частности, Владимира Васильевича Стасова, высоко ценившего мастерство Болдырева. В 1880 году знаменитый критик стал инициатором поездки Болдырева в Крым для съемок архитектурного памятника – Бахчисарайского дворца.

В 1878 году Болдырев сообщает Русскому техническому обществу об изобретении короткофокусного объектива. Позже в павильоне фотохудожника Деньера в присутствии Дмитрия Ивановича Менделеева и других ученых объектив был испытан. Подобный объектив позволял передавать не только линейную, но и воздушную перспективу при осуществлении портретной групповой съемки. Снимок, полученный объективом, был высоко оценен и Болдыреву посоветовали взять на изобретение привилегию (дореволюционное название патента), но Иван Васильевич отказался, так как не имел возможности внести положенные в таком случае 150 рублей. Также, из-за отказа чиновников, изобретение так и не попало на международную выставку в Париже.

Праздник виноградарей у Дона.
Праздник виноградарей у Дона.

Однако Бол­дырев нашел силы вплотную приступить к новой крупной работе — изготовлению «смоловидной» пленки для замены стеклянных негативов. Около года трудился изобретатель в своей домашней лаборатории, вновь шел через сотни опы­тов и ошибок.

Вот строки из его записей: «Труд мой не пропал даром. Я приготовил такую пленку, которая не боится ни сырости, ни высокой температуры, и, положенная в воду на сутки, она нисколько не изменяется, — остается такою же прозрач­ною и эластичною».

Ярмарка в станице Цымлянской.
Ярмарка в станице Цымлянской.

Экспертизой пленки зани­мались ученые, лично Дмит­рий Иванович Менделеев. От­зывы были положительными.

«Теперь оставалось бы толь­ко пользоваться изобретением смоловидной пленки для прак­тического применения ее в широких размерах и сохра­нить честь изобретения за Россией…», — пишет Болдырев. Но опять — глу­хая стена официального мол­чания. Точнее — неприятия.

И.В.Болдырев экспонировал объ­ектив, образцы пленок и сде­ланные с их помощью фото­графии на Всероссийской вы­ставке в Москве в 1882 году. Фотографии намеренно не бы­ли отретушированы, чтобы зри­тели и эксперты могли досто­верно убедиться в высоком ка­честве пленочных негативов, с которых были отпечатаны снимки.

Результаты оказались обес­кураживающими.

За фотографии — бронзовая медаль. О пленке — лишь добрые отзывы некоторых кол­лег. Объектив остался незамеченным.

В экспертном «Русском техническом обществе» изобретения Болдырева сочли пустыми затеями. Там посчитали, что и его «смоловидная лента» взамен громоздких стеклянных фотопластин, и фотозатвор, и революционная оптическая система будущего не имеют.

А буквально через пару лет после неудавшихся попыток Болдырева запатентовать свои технологии за океаном некто Джордж Истмен основал ставшее вскоре знаменитым на весь мир предприятие «Eastman Kodak».

К сожалению, сведения о дальнейшей судьбе донского художника, изобретателя и фотографа Ивана Васильевича Болдырева очень скудны. Есть мнение, что И.В.Болдырев скончался в 1998 году.

О.ВЛАДИМИРОВА.

Улица в ст.Кумшацкой. Район нынешнего судомеханического завода.
Улица в ст.Кумшацкой. Район нынешнего судомеханического завода.

Кинолента о земляке

P.S. В конце июня 1998 года в Цимлянском районе побывала съемочная группа Ростовской документальной киностудии. Кинорежиссер Виталий Юрьев и кинооператор Юрий Мусатов, давние друзья газеты «Придонье», отсняли фильм о нашем земляке. Они подробно рассказали о его жизни и деятельности. Ведь Иван Болдырев снимал не только прекрасные донские пейзажи, но и известных деятелей России и даже царскую семью. Многие его фотоснимки сегодня хранятся в Государственной публичной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина в Снкт-Петербурге, в том числе с видами станицы Кумшацкой и Цимлянской. Много его фотографий можно увидеть в музее Донского казачества в городе Новочеркасске. Многие фотоснимки нашего земляка были закуплены Русским географическим обществом и Имперской Публичной библиотекой. А это очень высокое признание мастерства фотографа. Но Иван Болдырев был не только настоящим подвижником фотографий, тонко чувствовавшим поэзию жизни, но и конструктором новых фотоаппаратов.

Окраина старой ст.Цымлянской, которая примыкала к сегодняшней ст.Хорошевской.
Окраина старой ст.Цымлянской, которая примыкала к сегодняшней ст.Хорошевской.

Фильм рассказывает о его широкоугольном, с большой глубиной резкости, объективе особой светосилы. Этот фотоаппарат позволял снимать предметы даже при свечах. И это было фантастикой того времени. А придуманный Иваном Болдыревым затвор помогал фотографу качественно снимать быстродвижущиеся предметы. Кстати, многие новинки нашего земляка в то время не имели аналогов не только в России. Творения терновского казака высоко ценили Д.И.Менделеев, В.В.Стасов и другие ученые с мировым именем. Вот такой был у нас земляк, много сделавший для прославления нашего края донского и развития фотоискусства в России.

В родной ст.Терновской. Иван Васильевич Болдырев стоит крайний справа.
В родной ст.Терновской. Иван Васильевич Болдырев стоит крайний справа.

Н.ПАВЛОВ.

Использованы материалы и фотографии, предоставленные Цимлянским районным краеведческим музеем.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here