Чикатило унес свою тайну в могилу

Ровно 30 лет назад в Ростове был вынесен обвинительный приговор Андрею Чикатило, самому кровавому сексуальному маньяку ушедшей советской эпохи. Автор этих строк присутствовал на оглашении вердикта и вспоминает, как это было. 

Судебные заседания проходили в зале №1 — самом крупном и вместительном в здании Ростовского областного суда.

Процесс начался 14 апреля 1992 года и отличался небывалой для нашей страны открытостью. Накануне судья Леонид Акубжанов показал материалы дела двум журналистам — мне, работавшему тогда собкором «Коммерсанта» и Феликсу Токареву, корреспонденту газеты «Северный Кавказ».

Подобное казалось невероятным. Это был едва ли не первый случай в Ростовской области, когда судья знакомил представителей прессы с материалами резонансного уголовного дела, которое еще не начали слушать публично. На протяжении десятилетий содержание таких дел было конфиденциальным.

Но тогда все быстро менялось. Дело Чикатило потрясло всю страну. Никогда еще советским гражданам не доводилось слышать о существовании злодея, который искромсал десятки девочек, мальчиков и женщин. Миллионы людей испытали потрясение, когда им рассказали о преступлениях ростовского маньяка.

Процесс шел очень тяжело. В ходе каждого слушания родственники погибших детей бросались к железной клетке, где содержался Чикатило, пытаясь убить его прямо в зале суда. Всякий раз их оттаскивала милицейская охрана.

Несчастные матери, потерявшие своих детей, кричали подсудимому «мы порвем тебя на куски». Крики отчаяния гулко отдавались в огромном зале. Раздавленные горем отцы старались не смотреть на обвиняемого, от которого их отделяло всего несколько метров. Видно было, что еще секунда и они сомнут охрану, ворвутся в клетку и разорвут Чикатило на части. Поэтому на судебные слушания родственников вызывали по очереди, чтобы избежать инцидентов.

Судебное следствие по 220 томам дела завершилось через несколько месяцев. Леонид Акубжанов объявил, что 14 октября 1992 года он начнет зачитывать обвинительный приговор.

Событие вызвало огромный международный резонанс. На оглашение вердикта приехали журналисты 50 изданий из Европы, Америки, Азии. С утра операторы телекомпаний Би-Би-Си, Эн-Би-Си, Си-Би-Эс расставили свои камеры в зале суда, приготовились к записи репортеры «Нью-Йорк таймс», «Вашингтон пост», «Санди таймс», «Дейли мейл» и других мировых СМИ.

Кроме участников процесса и журналистов в зале никого больше не было. Вокруг здания суда собрались сотни студентов РИСИ, которые хотели присутствовать на заседании. Но им сказали, что судья распорядился больше никого не пускать.

Мы ждали, когда из подвала в клетку поднимут Чикатило. И вдруг произошло еще одно немыслимое событие.

«Дело, которое мы рассматриваем, вызвало настолько большой общественный отклик, что я принял решение пригласить в зал всех желающих», — сказал Акубжанов.

Удивленные милиционеры подчинились распоряжению судьи и открыли двери суда нараспашку. Десятки студентов хлынули в зал, заполнив все свободные места. Многим мест не хватило, и они забирались даже на стены по головам своих товарищей.

Молодые люди едва не смели камеры западных телеканалов. Возмущенная американская журналистка из Эй-Би-Си на ломаном русском языке попыталась протестовать, но тщетно.

Наконец, все успокоились. Двое милиционеров доставили Чикатило с заломленными руками, завели его в клетку и заперли ее. Акубжанов приступил к чтению приговора. Объем документа был настолько велик, что оглашение заняло два дня.

Судья подробно описывал обстоятельства всех 52 убийств, которые вменялись подсудимому. После каждого такого описания раздавались крики ужаса среди студентов, которые впервые услышали леденящие душу подробности чикатиловских преступлений.

15 октября Акубжанов завершил чтение.

«Суд приговаривает Чикатило Андрея Романовича к исключительной мере наказания — смертной казни», — сказал Леонид Борисович.

Эти слова потонули в аплодисментах десятков зрителей. Родители погибших снова ринулись к клетке с вполне очевидной целью. Однако клетка была оцеплена двойным кольцом охраны, которая с большим трудом смогла сдержать натиск потерпевших.

И тут мы стали свидетелями еще одного поразительного эпизода.

На протяжении всего чтения приговора Чикатило сохранял безучастный и даже равнодушный вид. Казалось, ему все равно, что происходит. Но все изменилось, когда бывший учитель шахтинского ПТУ услышал слова «смертная казнь».

55-летний мужчина, одетый в клетчатую рубашку, вцепился руками в железные прутья своей клетки и начал что-то истошно орать. Это была нечленораздельная речь, понять, о чем он голосил, было невозможно. Так он вопил несколько секунд, пока ворвавшиеся в клетку охранники не скрутили Чикатило и не выволокли его из зала.

День возмездия завершился.

Как известно, суд признал Чикатило виновным в 52 убийствах. Но некоторые считают, что это было далеко не все. На одном из заседаний Акубжанов спросил подсудимого, сколько убийств он совершил. «Я не помню точно — может пятьдесят, может семьдесят, а может сто»,— сказал маньяк, равнодушно взирая на судью сквозь большие очки, которые он носил.

Так это или нет теперь уже трудно установить. Преступник унес свою тайну в могилу.

Жуткое признание Чикатило до сих пор с содроганием вспоминают все, кто его слышал.

ИА «Дон 24», фото в этом зале областного суда был вынесен приговор Чикатило. Фото автора. ©