31 мая 1952 г. в 13 часов 55 минут состоялось открытие Волго-Донского судоходного канала — между первым и вторым шлюзами слились воды Волги и Дона. С 1 июня по каналу началось движение судов.
Волго-Донской судоходный канал – не только реальное воплощение многовековой мечты о соединении двух великих русских рек. Создание этого комплекса уникальных гидротехнических сооружений вошло в историю как одна из самых грандиозных строек минувшего века, по масштабам не уступающая строительству Панамского и Суэцкого каналов. Но если на осуществление каждого из этих международных проектов ушли десятилетия, то Волго-Донской канал был построен за 3,5 года: с 1948 по 1952 год.
В состав Волго-Донского комплекса сооружений, помимо канала, входил и проект Цимлянского гидроузла (ЦГУ), который на тот момент из 96 возведенных гидротехнических сооружений в стране был самым крупным.
Цимлянская плотина, протянувшаяся на 13 километров, поглотила 35 миллиардов кубических метров песка и вошла в книгу рекордов Гиннеса, как первая в мире плотина, построенная на песчаном грунте. Она намывалась 28 мощными земснарядами.
В июне 1952 года Цимлянская ГЭС дала первый промышленный ток. Ключ, запускавший гидрогенератор, повернул передовик производства Анатолий Александрович Кабанов.
Когда в 1948 году гул моторов растревожил придонскую степь, и на цимлянские просторы прибыли сотни автомашин, тракторов, экскаваторов, Анатолий Кабанов работал на Шахтинской ГРЭС. Когда же ему поступило приглашение ехать на главную послевоенную стройку, не отказался. Думал, что поработает и вернется домой. Да так и остался жить в Цимлянске. После пуска Цимлянской ГЭС работал начальником смены электроцеха.
— Шла подготовка к пуску первой гидротурбины, — рассказывает Анатолий Александрович. — Мне было предложено это сделать. И 6 июня в 9 часов 53 минуты я нажал кнопку. Все редакции газет прислали своих корреспондентов, плюс руководство стояло. Все переживали. Я буквально руками отталкивал их от пульта.
Все свидетели и участники строительства с удовольствием вспоминали день торжественного открытия и праздника у Цимлянской ГЭС. Специально выделенные машины и автобусы везли сюда нарядных людей. Приехали жители поселков эксплуатационников, колхозники Цимлянского, Николаевского, Морозовского и других районов, было много гостей из Ростова. По данным МВД присутствовало не менее 20 тысяч человек.
После выступления руководителей и рабочих состоялся концерт с участием знаменитых оперных певцов Ивана Козловского, Марка Рейзена, Наталии Шпиллер, звезды эстрады Клавдии Шульженко, чтеца Сергея Балашова и других именитых артистов.
Открывал путь через канал Цимлянской ГЭС пароход «Радищев».
А вот как об этом в свое время вспоминал строитель Цимлянского гидроузла, бывший внештатный корреспондент газеты «Придонье» Константин Дмитриевич Терехин:
— В июне 1952 года состоялся грандиозный праздник, на который ждали И.В.Сталина. — Музыка, флаги, транспаранты, нарядные мужчины и женщины, дети. На плотине и вдоль всего берега яблоку негде было упасть –столько собралось народу. На глазах у многих блестели слезы радости, а в душе каждый чувствовал невероятную гордость за свой труд, за друзей, за великую нашу страну, ведь мы создали такую махину.
Уже 19 июля 1952 года на Цимлянской ГЭС заработал 2-й гидроагрегат. Весной 1953 года были пущены 3-й и 4-й гидроагрегаты, а 22 июля 1953 года, когда был пущен 5-й гидроагрегат, Государственная комиссия признала Цимлянскую ГЭС готовой для ввода в промышленную эксплуатацию. Окончательный вывод станции на проектную мощность произошел ровно через год — 22 июля 1954 года.
О.УЛЬЯНОВА.
(Полный текст этого материала читайте в Цимлянской районной газете «Придонье»)