ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ В ИСТОРИИ КАЗАЧЕСТВА

24 января 1919 года Оргбюро ЦК РКП (б) выпустило циркулярную инструкцию за подписью Свердлова. Она вошла в историю как «директива о расказачивании» и определила политику власти по отношению к казакам, которые на протяжении нескольких столетий укрепляли воинскую славу Отечества. Эта секретная директива и положила начало геноциду казачества на государственном уровне.
Идеологи и вдохновители геноцида казаков вовсе не собирались перевоспитывать оппозиционно настроенное к большевикам казачество, они просто решили его уничтожить.

Впрочем,  «расказачивание» было задумано революционерами еще задолго до 1917 года.  А все потому, что казаки отличались своими консервативными взглядами, свободолюбием, любовью к родной земле, самодостаточностью, независимостью, были зажиточны, предприимчивы и в большинстве своем грамотны.

До 1917 года в России довольно компактно проживали более шести миллионов казаков, которых идеологи революции объявили контрреволюционным сословием. Один из таких «теоретиков» И.Рейнгольд писал Ленину: «Казаков, по крайней мере, огромную их часть, надо рано или поздно истребить, просто уничтожить физически, но тут нужен огромный такт, величайшая осторожность и заигрывание с казачеством: ни на минуту нельзя забывать, что мы имеем дело с воинственным народом, у которого каждая станица — вооруженный лагерь, каждый хутор — крепость».
Первые карательные акции были организованы большевиками сразу после октябрьского переворота силами  не казачьего населения (латышами, мадьярами, кавказскими горцами и др.). Своего пика террор против казаков достиг в ходе Гражданской войны, особенно после выхода секретной директивы Оргбюро ЦК ВКП(б) от  24 января 1919 г., в котором в частности говорилось:
«Последние события на различных фронтах в казачьих районах — наши продвижения вглубь казачьих поселений и разложение среди казачьих войск — заставляют нас дать указания партийным работникам о характере их работы при воссоздании и укреплении Советской власти в указанных районах. Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбы со всеми верхами казачества путем ПОГОЛОВНОГО ИХ ИСТРЕБЛЕНИЯ. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:
1. Провести МАССОВЫЙ ТЕРРОР против богатых казаков, истребив их ПОГОЛОВНО; провести беспощадный МАССОВЫЙ ТЕРРОР по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо принять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.
2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.
3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселения, где это возможно.
4. Уравнять пришлых «иногородних» к казакам в земельном и во всех других отношениях.
5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.
6. Выдавать оружие только надежным элементам из иногородних.
7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка.
8. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящие указания».

Этим циркулярным письмом казачество было фактически  объявлено вне закона. Началась массовая депортация казаков, а их земли, дома и имущество передавались иногородним. Реквизировали лошадей, продовольствие,  отбирали продукты и конфисковывали оружие. Все казаки в возрасте от 18 до 50 лет должны были быть вывезены на Север. И только из-за нехватки вагонов этот процесс задерживался.
Это было только начало. Настоящий геноцид начался, когда красные войска вступили на Дон. Перешедших же на сторону красных казачьи полки быстренько отправили на Восточный фронт.

Вот что писал об этом времени красный казачий командир Ф.Миронов: «Население стонало от насилий и надругательств. Нет хутора и станицы, которые не считали бы свои жертвы красного террора десятками и сотнями. Дон онемел от ужаса… Восстания в казачьих областях вызывались искусственно, чтобы под этим видом истребить казачество».
Казачьи станицы обезлюдели. В некоторых было уничтожено до 80 процентов жителей.

Еще свидетельство геноцида казаков — московского коммуниста М. Нестерова, посланного на Дон: «Партийное бюро возглавлял человек… который действовал по какой-то инструкции из центра и понимал ее как полное уничтожение казачества… Расстреливались безграмотные старики и старухи, которые едва волочили ноги, урядники, не говоря уже об офицерах. В день расстреливали по 60-80 человек… Во главе продотдела стоял некто Голдин, его взгляд на казаков был такой: надо всех казаков вырезать! И заселить Донскую область пришлым элементом…».

О.ВЛАДИМИРОВА.

(Использованы архивные документы и открытые источники)

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ЭТОГО МАТЕРИАЛА ЧИТАЙТЕ В ЦИМЛЯНСКОЙ РАЙОННОЙ ГАЗЕТЕ «ПРИДОНЬЕ»