Минэкономразвития предложило способ борьбы с телефонным мошенничеством

МЭР подготовил законопроект, изменяющий закон «О связи». Он предусматривает передачу с согласия абонента сведений банку об оказываемых клиенту услугах связи. Документ опубликован на regulation.gov.ru — публикует «РГ».

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, его цель — противодействие хищениям денег абонента со счетов в банке методами социальной инженерии (оператор связи формирует у себя базу потенциально мошеннических номеров и в момент звонка с такого номера на номер абонента передает информацию об этом факте в банк).

Заместитель директора департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития России Алексей Минаев отметил, что законопроект внесет определенную лепту в борьбу с телефонным мошенничеством. «Сейчас с помощью данных о том, какие абоненту оказывались услуги, которые планируется предоставить банкам, можно пресечь часть случаев телефонного мошенничества. Важно, что и абонент должен дать согласие, и операторы связи должны договориться».

Банкиры поддержали нововведение.

«ВТБ принимал участие в проработке соответствующих положений законопроекта, — уточнили в пресс-службе банка. — Мы поддерживаем предложенные нововведения, как и любые инициативы, направленные на борьбу с мошенническими действиями».

Если клиенту будет заранее известно, что входящий звонок является потенциально опасным, то это повысит их бдительность и в перспективе, минимизирует потери от действий мошенников, уверен управляющий директор центра развития сотрудничества с клиентами Уральского банка реконструкции и развития Александр Дарданов.

«Методы социальной инженерии постоянно меняются, в том числе с точки зрения технологической поддержки, — указал председатель правления Ассоциации российских банков Олег Скворцов. — Но если база потенциальных мошеннических номеров будет актуальна и техническая реализация по передаче информации в банк будет оперативна, то, конечно, подобная инициатива позволит снизить риски мошеннических действий. Но, хочется отметить, что необходим целый пакет мер в этом направлении, необходимо оперативное взаимодействие всех участников рынка: банков, телекомов и правоохранительных органов, мероприятия по повышению финансовой и технологической грамотности потребителей».

Как ранее сообщал в интервью «РГ» зампред Банка России Герман Зубарев, на телефонное мошенничество пришлось 80% атак россиян в первом полугодии 2021 года.

 

Источник на телеком-рынке на условиях анонимности сообщил «РГ», что декларируемый положительный эффект от предлагаемого проектом ст. 53 Закона «О связи» разграничения понятий «сведения об абоненте» и «сведения об оказанных услугах» может быть не столь значимым ввиду оставшейся без изменений редакции ст. 63 — она не содержит четкого определения исчерпывающего состава сведений, составляющих тайну связи.

«Это техническая правка, данная норма упорядочит взаимодействие с абонентами», — считают в пресс-службе МТС.

Текст: Олег КапрановАнастасия Алексеевских