Панические атаки — это повторяющиеся, тяжёлые, острые приступы паники, которые возникают буквально на ровном месте — спонтанно и непредсказуемо. Нет внешнего триггера, приступ обрушивается внезапно, часто с очень яркими телесными симптомами: чувство удушья, страх смерти, сильное сердцебиение и т.д.
Тревога и страх, как переживания, эволюционно встроены в нашу систему безопасности, и в целом нормально, что мы периодически тревожимся и боимся. Но вопрос в нашей преднастроенности на тревогу и в том, насколько часто и интенсивно мы её используем. Тревога приходит тем чаще, чем чаще мы её используем. И чем больше места она занимает в пространстве наших эмоциональных переживаний.
В норме наша эмоциональная сфера должна включать в себя большой диапазон переживаний разной модальности: от радости, воодушевления, восторга, удивления — до волнения, тревоги, гнева. И вот это разнообразие эмоциональных состояний обеспечивает нам эмоциональное движение. Все эти переживания нам очень нужны.
Проблема возникает тогда, когда появляется одно-единственное состояние, и оно стремится занять ведущее, а потом и единственное место в нашем эмоциональном пространстве. С тревогой так часто и происходит: сначала она занимает определенное значимое место, а потом распространяется тотально на всю эмоциональную сферу. Тогда мы фиксируем расстройство — тревожное или, в сочетании с депрессией, тревожно-депрессивное.
Если говорить о классификации, то вкратце дела обстоят так.
Первая группа — это тревожно-фобические расстройства. Их ключевая особенность в том, что тревога здесь привязана к чему-то конкретному. Она вызывается определёнными ситуациями или объектами, которые на самом деле не опасны. Например, страх высоты, толпы, публичного внимания. Но для человека этот страх очень реален, и он начинает избегать этих ситуаций, либо переживает их с огромным трудом. По сути, возникает чётко направленная фобия: страх опозориться, привлечь внимание, упасть и так далее.
К этой группе относятся, например: агорафобия — страх открытых пространств, толпы, ситуаций, из которых сложно выйти; социальные фобии — страх привлечь внимание в негативном ключе; специфические фобии — страх конкретных вещей: пауков, полётов, вида крови и т.д.
Вторая группа — другие тревожные расстройства. И здесь главное отличие: тревога не ограничена конкретной ситуацией. Она как бы «свободно плавающая», может возникать где угодно и когда угодно. Конечно, могут присутствовать и депрессивные ноты, и навязчивые мысли, и даже элементы фобий, но они вторичны. Важная черта — почти всегда есть симптомы вегетативной дисфункции: сердцебиение, потливость, головокружение и т. д.
При генерализованном тревожном расстройстве имеют место не острые атаки, а хронический фон. По критериям МКБ-10, это стойкое, генерализованное напряжение, беспокойство и опасения, которые длятся 6 месяцев и более. Эта тревога тоже «нефиксированная», она не привязана к одному обстоятельству, а может переключаться на разные темы: работа, здоровье, семья, финансы.
Симптомы ГТР делят на несколько групп:
- Опасения и беспокойство — трудно сосредоточиться, постоянные мысли о будущих неудачах и т. д.
- Мышечное напряжение — неспособность расслабиться, суетливость, дрожь, головные боли напряжения и т. д.
- Вегетативная гиперактивность — сердцебиение, потливость, головокружение, сухость во рту и т. д.
- Также бывают когнитивные нарушения (проблемы с памятью и вниманием), раздражительность, состояние постоянной настороженности и т. д.
Кстати, в американской классификации DSM-IV определение очень похоже, но симптомы сгруппированы немного иначе: это чрезмерная, неконтролируемая тревога в течение 6 месяцев плюс комбинация таких симптомов, как суетливость, быстрая утомляемость, мышечное напряжение, раздражительность, проблемы со сном и концентрацией.
Вышеперечисленные симптомы из классификаций — это клинические признаки. Если они возникают в количестве трех и более, то уже нужен врач-психиатр. А если они появляются в сочетании до трех и в невысокой степени выраженности, но при этом меняют качество жизни, — это к медицинскому психологу.
Конечно, когда речь идёт уже о заболевании, о психическом расстройстве, тогда без специалиста не обойтись, не справиться. А вот до того, как это состояние стало генерализованным, у нас есть все возможности управлять нашими эмоциональными переживаниями.
Здесь есть несколько универсальных правил. Наша эмоциональная сфера должна быть, во-первых, заполнена разнообразными по модальности переживаниями. И, во-вторых, мы не должны фиксироваться на каком-то одном из них. И контролировать степень выраженности этих переживаний, не давая им через высокую интенсивность закрепиться и стать доминирующими.
В том случае, если через саморегуляцию и осознание своих переживаний человек не справляется с этой задачей, то вполне рационально и разумно — получить этот опыт и навык с помощью специалиста, клинического психолога.
Вера НИКИШИНА, доктор психологических наук, профессор, директор Института клинической психологии и социальной работы (ИКПСР), заведующий кафедрой клинической психологии ИКПСР Пироговского Университета Минздрава России.






