В связи с участившимися обращениями граждан информируем о распространенных нарушениях прав потребителей при оказании услуг в цифровой среде, связанных с навязыванием платных подписок и неправомерным списанием денежных средств.
В настоящее время широкое распространение получили практики, когда при использовании мобильных приложений, программного обеспечения, онлайн-сервисов и цифрового контента потребителю навязывается платная услуга (подписка), часто маскируемая под бесплатный пробный период. При этом истинные условия предоставления услуги не разъясняются, а согласие на списание средств получается обманным путем.
Согласно статье 16 Закона РФ 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее –Закон), запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Навязывание платной услуги, в том числе подписки, при получении желаемого контента или функционала является прямым нарушением данной нормы закона.
Кроме того, пункт 3.1 статьи 16 Закона запрещает выполнение работы (оказание услуги) без прямого согласия потребителя. Любое списание денежных средств является платой за оказанную услугу, следовательно, оно может производиться только при наличии заранее данного прямого и осознанного согласия потребителя.
Уловки, при которых кнопка согласия выделена визуально, а отказ затруднен, условия подписки скрыты в длинном пользовательском соглашении или списания продолжаются после окончания пробного периода без явного подтверждения продления со стороны потребителя, — являются незаконными.
Рекомендации Роспотребнадзора для потребителей
В случае если вы столкнулись с навязанной платной подпиской или неправомерным списанием средств, Роспотребнадзор рекомендует придерживаться следующего алгоритма действий:
- Немедленно заблокируйте дальнейшие списания. Обратитесь в ваш банк с заявлением о блокировке рекуррентных (периодических) платежей в адрес конкретной компании-нарушителя. Сделать это можно через онлайн-банкинг или обратившись в отделение кредитной организации.
- Направьте официальную письменную претензию исполнителю услуги (юридическому лицу). В претензии необходимо потребовать:
— Расторгнуть договор на оказание платной услуги в одностороннем порядке, как заключенный с нарушением закона.
— Возвратить всю сумму незаконно списанных денежных средств.
— В случае отсутствия ответа или отказа в удовлетворении требований, вы вправе обратиться в суд с иском о взыскании не только основной суммы, но и неустойки, штрафа за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке, а также компенсации морального вреда. Претензию необходимо направить по юридическому адресу компании заказным письмом с уведомлением о вручении.
Роспотребнадзор призывает потребителей быть бдительными! Внимательно изучайте условия предоставления услуг перед тем, как поставить галочку «Согласен». Обращайте внимание на то, с какой банковской карты вы совершаете платежи и не сохраняйте ее данные на непроверенных сайтах.
Регулярно проверяйте выписки по вашим банковским счетам. Используйте для онлайн-платежей карты с ограниченным лимитом.
В.ГОРДЕЕВ, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РО в Цимлянском, Волгодонском, Cемикаракорском, Константиновском, Мартыновском районах.


