Речь как о взыскании задолженности по всем видам налогов, уплачиваемых физлицами, включая суммы налога, которые плательщики исчисляют сами в налоговой декларации (налог на доходы физлиц), так и о хорошо знакомых всем имущественном, земельном, транспортном налогах, исчисленных в налоговом уведомлении, а также о пенях и штрафах.
Как пояснял ранее глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Даниил Егоров, до 1 ноября по закону налоговики взыскивают долг через суд, даже если налогоплательщик согласен с суммой и не оспаривает ее. Это увеличивает сроки поступлений в региональные и местные бюджеты и повышает нагрузку на суды при отсутствии спора, а также добавляет расходы должнику, так как необходимо оплачивать госпошлину, исполнительский сбор судебному приставу.
Указанные 30 дней — это не общее правило, а переходное именно для тех, у кого долг сформировался по состоянию на 1 ноября, следует из ответа ФНС на запрос «Российской газеты». Такие должники получат от налоговиков информационное сообщение (в личном кабинете налогоплательщика, в личном кабинете на Госуслугах или по почте). «В течение 30 дней с даты формирования сообщения они смогут оспорить такую задолженность для перехода к судебному порядку взыскания. Спорная сумма исключается из общего сальдо ЕНС, чтобы она не погашалась автоматически за счет единого налогового платежа (ЕНП) до завершения рассмотрения спора, в том числе в судебном порядке», — пояснили в ФНС. Заявление о перерасчете или жалобу можно представить лично, отправить через личный кабинет налогоплательщика или по почте заказным письмом.
Если у должника возражений нет (то есть не подана жалоба или заявление о перерасчете, либо он согласен с результатами рассмотрения жалобы или заявления о перерасчете, либо есть неуплата задекларированной налоговой обязанности), то налоговая задолженность будет теперь взыскиваться налоговиками без решения суда. Как следует из ответа ФНС, налоговые долги будут списываться в первую очередь с банковских счетов, электронных кошельков, счетов в драгоценных металлах, в цифровых рублях.
Роман Маркелов, «Российская газета».









