Мозаики Цимлянского района: живые свидетели ушедшей эпохи

На протяжении нескольких лет краевед Олег Антонов фотографировал в Цимлянском районе сохранившиеся мозаики. Проведённая им работа позволила установить даже автора одного из панно. Сегодня создаётся каталог мозаик Ростовской области. Фотографии, когда-то сделанные нашим земляком, стали востребованными и актуальными для искусствоведов, историков и краеведов Дона. Собранный материал он передал им в пользование.
В мае 2018 года мы с будущей женой Натальей отправились путешествовать по окрестностям Цимлянского района. За несколько дней сфотографировали все найденные мозаики, пообщались с неравнодушными жителями, познакомились с интересными людьми.
Главная проблема в сохранении мозаик заключается в том, что они не стоят на балансе муниципалитетов. Такая практика очень частая не только в Ростовской области, но и по всей России.
Начнём с города Цимлянска, в котором я родился, где прошли мои детство и юность. Я жил в районе, называемом «Черёмушки», рядом с ковровой фабрикой, где находились две остановки по обеим сторонам улицы Московской. Если не обманывает меня память, то в 90-е эти остановки были с мозаиками.
На фасаде здания бывшей ковровой фабрики и сегодня можно увидеть мозаику высотой в два этажа. Добраться до неё нелегко: пушистые сосны скрывают панно. Но я всё же взобрался на дерево, поранил голову о корявую ветку, испачкался смолою, но сфотографировал и довольный спустился, поймав недоумённый взгляд прохожих.
Направляясь по ул.Московской в сторону церкви Святителя Николая Чудотворца, и повернув на ул.Крупской, что ведёт к городскому пляжу, можно было увидеть две остановки с мозаиками. В 2018 г. они ещё стояли, хотя уже были частично замазаны краской, что походило на кустарную реставрацию. В настоящее время, к сожалению, уничтожены.
В районе бывшего Универмага расположено ателье «Аксинья». Долгое время мозаика, сделанная по мотивам романа «Тихий Дон», скрывалась за рекламным баннером. Я ждал несколько лет, когда его уберут. Настал тот час, но рядом произрастало фруктовое дерево, которое своими ветками закрывало часть изображения. В 2024 г. после оледенения и гибели многих деревьев, и это дерево сломалось. Долгожданное фото получилось.
Турбаза «Чайка» мне знакома с детства. При директоре Петре Фёдоровиче Ковалёве работала главным бухгалтером моя мама Ирина Васильевна. Школьником частенько там ошивался, и даже поработал один день дворником. На месте концертной сцены был фонтан, который украшала мозаика. Это также подтверждает и Анна Алексеевна Кашина, бывший заместитель директора турбазы.
На территории турбазы расположены два жилых корпуса, на них ещё держатся, понемногу обваливаясь, грандиозные по замыслу и содержанию мозаичные полотна. Рядом стоявшее здание имело выложенную смальтой надпись «Столовая». Как мне сообщили, столовой уже нет.
Выезжая из Цимлянска в ст.Красноярскую, перед железнодорожными путями, с левой стороны стоит остановка. Она выложена керамической плиткой с рисунками. Её не удавалось долго сфотографировать в хорошем состоянии. Она была обклеена сплошь рекламой. Но случилось чудо для меня, и её по каким-то причинам отмыли. Вскоре объявился странный субъект, который систематически сбивал плитку. Некоторые фрагменты мною были подобраны и перенесены в музей Центра внешкольной работы, где я в то время трудился.
Сегодня мой любимый город не может похвастаться былыми мозаичными изображениями. Их становится всё меньше. Они неудобны, и сохраняются там, куда не добралась рука нового владельца или «новатора» архитектурных форм…
Станица Красноярская: Ленин, доярка и арфа
Когда въезжаешь в станицу Красноярскую со стороны Цимлянска, взгляд сразу притягивает Дом культуры, построенный в 1967 году. Это здание — словно машина времени, переносящая нас в эпоху, когда колхозы были центром жизни, а искусство служило идеалам труда и прогресса. Фронтон ДК украшает большое мозаичное панно: Владимир Ленин, словно добрый наставник, смотрит на работников сельского хозяйства — комбайнера, сенокосчика и доярку. Их лица полны решимости и гордости за свой труд.
Но не только труд воспевает мозаика. На фасаде здания — ещё два небольших изображения. Одно из них — девушка, окружённая символами искусства: палитрой с кистями, арфой и театральной маской. Другое — молодая женщина, которая словно ведёт за руку подрастающее поколение. Эти образы напоминают о том, что даже в самых отдалённых уголках страны люди мечтали о красоте, культуре и светлом будущем.
Хутор Лозной: мозаика, спрятанная под цементом
От Красноярской дорога вьется зигзагами, уводя нас в хутор Лозной. Здесь, на углу Дома культуры, мозаика прячется под слоем цементного раствора. Её закатали, чтобы утеплить здание, но от этого она не стала менее важной для жителей.
Недавно удалось найти старые фотографии. На них — люди, чьи судьбы переплетаются с этим местом. Вот Елена, сестра Татьяны Георгиевны Вангуловой, и мой дядя Вячеслав Васильевич Бровко. За их спинами виднеется верхняя часть мозаики, словно намекая на то, что она все еще жива, пусть и спрятана.
Дом культуры был сердцем хутора. Здесь регистрировали браки, праздновали дни рождения, проводили вечера и танцы. Многие семьи фотографировались рядом с ним, сохраняя эти моменты в семейных альбомах.
Черно-белый снимок 1980 года, предоставленный Георгием Сорокиным, и цветная фотография из семейного архива Т.Вангуловой 1989 года дают представление о нижней части мозаики. Она напоминает кадр из доброго советского мультфильма: огромное солнце греет тружеников села и их родную землю. Хочется верить, что однажды эта красота снова увидит свет, а безвкусная отделка уступит место истинному искусству.
Хутор Паршиков: искры прошлого
Продолжая путь, мы попадаем в хутор Паршиков. Здесь, на остановке, нас встречает мозаика с геометрическими орнаментами и изображением птиц. Она, как верный страж, стойко переносит дожди и морозы, сохраняя свою красоту. А на стене Дома культуры — ещё одна мозаика, хотя и частично утраченная. Её символы — искры — отсылают к названию колхоза «Искра», который когда-то был центром жизни хутора.
Что именно хотел сказать автор этой мозаики, остаётся загадкой. Возможно, это послание будущим поколениям, напоминание о том, что даже маленькая искра может зажечь большое пламя.
Станица Маркинская: пионеры, комсомольцы и Ленин
В станице Маркинская судьба мозаик оказалась более трагичной. В 2018 году, во время ремонта Дома культуры, мозаичные панно были практически уничтожены. Лишь благодаря случайности удалось запечатлеть образы пионера и комсомольцев, которые, несмотря на повреждения, всё ещё смотрят на нас с надеждой. Ленин, как и положено вождю, уцелел.
Местный краевед Татьяна Георгиевна Савилова рассказала, что ДК строили на колхозные средства, а мозаику, возможно, привозили с Украины. Эти детали добавляют ещё один штрих к истории мозаик, делая их частью не только местной, но и общей истории страны. Мозаики как память и надежда
Мозаики Цимлянского района — это не просто украшения. Они — живые свидетели эпохи, которая ушла, но оставила добрый след в сердцах людей. Каждый фрагмент, каждое цветное стеклышко — это частичка истории, которую важно сохранить. Эти мозаики рассказывают о труде, искусстве, надеждах и мечтах людей, живших здесь десятилетия назад.
Но что ждёт их в будущем? Удастся ли сохранить эти уникальные произведения искусства, или они исчезнут под слоем холодного цемента и бездушного сайдинга? Ответ на этот вопрос зависит от нас. Ведь мозаики — это не только прошлое, но и мост в будущее, напоминание о том, что красота и культура должны жить вечно.
— А что случилось с мозаикой в Саркеле? — с этого простого вопроса началось моё знакомство с Михаилом Леонидовичем Гончаровым. Мы разговаривали по телефону в декабре 2024 года. Тогда я даже не представлял, что происходит с этой мозаикой. Оказалось, её сняли и оставили за зданием Дома культуры. Подрядчики, правда, называют это иначе — «демонтировали и законсервировали». Но суть от этого не меняется. Я был в полном недоумении и решил разобраться, что к чему.
Михаил Гончаров — человек известный не только в Ростовской области, но и далеко за её пределами. Он член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и уже много лет вместе с единомышленниками защищает культурное наследие советской эпохи. Сейчас под его руководством идёт работа над созданием реестра советских мозаик Ростовской области. И, конечно, панно в Саркеле не могло остаться без внимания. Вернее, без внимания не осталось то, как к нему относятся.
Пока это только слухи, но, возможно, мозаику всё же удастся спасти и восстановить — правда, уже за пределами Цимлянского района. Если она оказалась невостребованной здесь, пусть хотя бы станет украшением для другого места. Лично я против её переноса, но если выбирать между этим и полной утратой, то, конечно, лучше спасти. Мои попытки «сватать» мозаику для Цимлянска, к сожалению, не увенчались успехом. Правление, вроде бы, не против, но не смогло договориться с поселковой администрацией. А где нет согласия — там и дело не движется.
История этой мозаики началась давно. К 50-летию советской власти жители станицы Калининской решили увековечить образ казачества в мозаичном панно. За эту работу взялся Хасан Джашарбекович Аппаков, который в то время жил в станице со своей семьёй. Хасан Аппаков родился в 1938 году. Он окончил художественно-графический факультет Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета в Карачаевске. Для своей работы он выбрал сцену из романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» — сватовство Григория Мелехова и Натальи. Работать приходилось в сжатые сроки, и мастер трудился даже ночами, спал по 3-4 часа в сутки. Самым сложным для него было создать образ Григория.
Аппаков работал со стеклом. Он тщательно грунтовал его несколькими слоями масляной краски, а после высыхания крепил мозаику на пронумерованные картонные квадраты. Затем эти квадраты клеились на стену, и, когда всё высыхало, картон смывали тёплой водой. Это панно, в отличие от других в Цимлянском районе, было выполнено не из керамики, цветных камней или смальты, а из обычного стекла, которое мастер обрабатывал своими руками. Фотографировать такую мозаику без бликов лучше всего в пасмурную погоду или когда она находится в тени.
Вскоре Хасан Аппаков покинул казачий край и вернулся в Карачаево-Черкесию. Он жил в станице Зеленчукской, где и скончался в 2019 году. Его работа осталась в Цимлянском районе, но, увы, её судьба сейчас под вопросом.
Что осталось от советского наследия в Цимлянском районе? Сегодня, к сожалению, картина не такая радостная, как хотелось бы. Сохранилось совсем немного мозаик, и они существуют скорее вопреки обстоятельствам. Они словно забыты, никому не нужны, остались без хозяев, как сироты в современном мире. И, если ничего не изменится, есть риск, что в скором времени они могут исчезнуть совсем.
В других городах часто можно увидеть, как неравнодушные жители берутся за сохранение мозаик, и иногда их усилия поддерживают местные власти. Но, знаете, даже такие хорошие примеры не всегда могут утешить нас, жителей Цимлянского района. Ведь у нас своя ситуация, свои сложности. Возможно, для кого-то это станет поводом задуматься, а для кого-то — просто напоминанием о том, что ещё есть над чем работать. Я верю, что среди нас обязательно найдутся те, кто обратит внимание на эту важную задачу и поможет сохранить оставшиеся мозаики. Ведь это не просто украшения — это частичка нашей истории, которую так важно передать будущим поколениям.
Когда я разговаривал с Михаилом Леонидовичем, он рассказывал, как важно сохранить эти мозаики. Они — не просто кусочки стекла или камня, это память о людях, которые их создавали, о времени, в котором они жили. Это часть нашей культуры, которую мы не имеем права терять. И я с ним полностью согласен. Да, возможно, не всё зависит от нас, но если каждый сделает хотя бы маленький шаг, то шанс сохранить эти уникальные произведения искусства станет намного больше.
Так что, если вы вдруг окажетесь в Цимлянском районе, обратите внимание на эти мозаики. Возможно, они уже не такие яркие, как раньше, но в них всё ещё живёт дух того времени. И, кто знает, может быть, именно ваше участие поможет им не исчезнуть навсегда. Ведь сохранить историю — это не просто важно, это наша общая ответственность.
А.Антонов

Культурное и историческое наследие