5 января – День освобождения Цимлянского района от фашистских захватчиков

КАК ЭТО БЫЛО 82 ГОДА НАЗАД
Каждый год в начале января мы вспоминаем грозные годы войны, когда Цимлянский район был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. День 5 января 1943 года вместе с горечью утрат и скорбью по павшим воинам навсегда вписан в историю нашего района, как символ мужества наших предков и их безграничной воли к Победе над фашизмом.
Станица Цимлянская (в старой версии написания – Цымлянская) была под оккупацией шесть с половиной месяцев – с 16 июня 1942 года по первые числа января 1943 года. Бои в Цимлянском и соседних районах происходили в контексте событий Сталинградской битвы.
Вот, что пишет в своём историко-краеведческом очерке учитель средней школы, уроженец Цимлянска Л.Т.Маякин:
«В декабре 1942 года, после окружения армии Паулюса под Сталинградом, 54-я механизированная бригада 2-й гвардейской армии и 79-й танковый полк получили задачу наступать на Цимлянскую. Противник силою до двух батальонов пехоты, артиллерийского дивизиона, опираясь на сильно развитую систему минно-инженерных заграждений, создал прочный опорный пункт в станице, имея с юго-востока сильное естественное препятствие – реку Дон. С ходу овладев станцией Котельниково и разгромив аэродром, полковник Красной Армии Студеникин получил приказ из штаба фронта: наступая по маршруту Котельниково – Баклановская – Жуковская – Хорсеев – Красный Яр, овладеть станицей Цимлянской.
Вечером 30 декабря 1942 года войска вошли в станицу Красноярскую. Жители радостно встретили своих освободителей. Они сообщили, что в пойме между хутором и станицей расположены мощные укрепления: минные поля, рвы, несколько рядов проволочного заграждения, а за ними доты и дзоты. Полковник принимает решение: перейти ночью в нескольких местах Дон и внезапным ударом с флангов овладеть станицей.
Шли молча… Впереди – Цимлянская. Стояла ясная новогодняя ночь. По небу медленно плыла полная луна. Морозно. Из-за Дона тянет терпким кизячим дымком. Ещё несколько метров, и пехота поползёт по гладкому льду. Вдруг по цепи пошёл тревожный слух: лёд на Дону взорван. Поставленная перед бригадой задача – внезапно овладеть станицей – срывалась.
Но помогла солдатская смекалка. Разобрали старый амбар. Без суеты стали вязать плоты и опускать в полынью. В итоге образовалось нечто похожее на плавучий мост. Как только плоты укрепили, на них тотчас ступили автоматчики. Вслед за ними переправился и артиллерийский расчёт старшего сержанта Шабалина вместе с орудием.
Переправа прошла благополучно. Овладев хутором Потайным и заняв оборону не его окраине, рота стала окапываться. Ещё не успели замаскировать орудие, как со стороны противника послышались шум и автоматная очередь. Шабалин прильнул к биноклю и стал всматриваться в озарённую первым новогодним рассветом возвышенность.
Из-за кургана выползли два танка с ломанными крестами на броне. Они медленно ползли к нашим окопам. По ним дружно ударили расчёты противотанковых ружей.
Несколько метких выстрелов – и один танк, охваченный пламенем, запылал. Второй, развернувшись, нырнул в лощину. По наступающей немецкой пехоте резанули из пулемётов. Не имея огневой поддержки, немцы отступили. Атака захлебнулась. Но ненадолго. Вскоре заговорили вражеские артиллерия и миномёты. Под прикрытием огневого вала враг начал новую атаку…».
***
Бои за наш район шли упорные и яростные. Второго января противник оставил Цимлянскую. В боях за неё уничтожено 300 немецких солдат и офицеров, подбито 15 танков, сожжено 12 и захвачено 20 машин, а также освобождён лагерь советских военнопленных. И наши потери тоже были немалые. Более 150 воинов погибло в боях за станицу. Красная Армия освобождала хутор за хутором, и пятого января 1943 года она выбила врага из Цимлянского и Романовского районов…
В архиве газеты «Придонье» сохранились воспоминания труженика тыла Семена Алексеевича Кишенина. В 1941 году ему было 10 лет. К тому времени он окончил три класса Карнауховской школы. Вот, что он рассказывал корреспонденту много лет назад:
— Отступление немцев началось часов в десять вечера. Было это в конце декабря или в начале января 43-го. Ночь стояла тёмная, снега почти не было. Немец, живший в нашем доме, сказал мне: «Чемодан, чемодан! Пошли!». Я взял чемоданы, и мы вышли на улицу. Там творилось что-то невообразимое. Машины одна за одной двигались мимо нас, ослепляя фарами, обдавая копотью выхлопных газов, забивая глаза песком.
Дошли мы до балки (над ней жил Николай Некредин), а там стояла крытая грузовая машина. «Лезь, лезь!»,- командует мне немец. Боязно, но в кузов я полез. Немец подал мне чемоданы. Я поставил их в кузове и попытался вылезти из машины.
«Сидеть!», — приказал он мне. Притаился я у заднего борта кузова, а мысль не даёт мне покоя: куда повезут и что со мною будет? Решение пришло одно – бежать при первой возможности. Наша машина только тронулась, а тут другие немецкие машины пошли – ничего не видать. Изловчившись, я прыгнул в бок от нашей машины и кубарем покатился в балку. Вдогонку мне прострочила автоматная очередь, но для меня всё обошлось благополучно. Немцы думали, что я побегу, а я, притаившись, лежал в прошлогодней высокой траве. Уже потом, когда немцы уехали, я пришёл к выводу, что тот фашист, наверное, хотел меня увезти в Германию…
***
2025 год – Год 80-летия Великой Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. Это не просто дата в календаре, а возможность вспомнить главные исторические события, почтить память героев Великой Отечественной войны, вместе с детьми и внуками пересмотреть фильмы и перечитать книги о войне и передать подрастающему поколению важнейшие уроки нашей истории.
Подготовила Н.МАРКИНА.

Общество