М.Ф.Пономарева: «МЫ С РАЙОНОМ ПОЧТИ РОВЕСНИКИ!»

Вот уже более 70 лет живёт в станице Калининской Мария Федоровна Пономарева — бывшая учительница математики и физики, которую с любовью и благодарностью вспоминают её ученики, разлетевшиеся во все концы нашей большой страны. В ноябре этого года ветерану педагогического труда исполнится 99 лет.

Семейные ценности

— Мы с Цимлянским районом почти ровесники, — улыбается Мария Фёдоровна. -Бабушка говорила, что я родилась на Покров. Значит, 14 октября. Но в то время сельсовет располагался в станице Вёшенской, и папа оформить свидетельство о рождении только в ноябре, — сразу ставит все точки на «i» Мария Федоровна.

Hодилась героиня нашего рассказа в хуторе Лиховидовский Боковского района в многодетной семье. Маша по счёту была пятой. На сегодняшний день в родном хуторе живёт её брат (седьмой по счёту) Александр, а в станице Егорлыкской — самый младший брат Михаил.

— Моего папу Федора Георгиевича Лиховидова 1899 года рождения воспитал родной дядя Тимофей, так как мама умерла рано, а его отец снова женился, — делится воспоминаниями Мария Федоровна. – Отцу было 18 лет, когда он женился. Нас у мамы было много, поэтому она была домохозяйкой. Ей даже дали орден «Мать — героиня»!

Жила наша семья у дедушки Тимофея и бабушки Веры. Папа был на все руки мастер. Он выделывал шкуры овец, и из них шил нам обувь. Сделал маме ткацкий станок. Взрослые и дети в нашей семье были одеты и обуты. А летом мы работали в колхозе, пололи грядки, собирали арбузы, овощи и фрукты. Да и дома работы хватало! Из реки Чир носили воду, поливали огород, собирали яблоки, груши, сливы, резали, сушили. А ещё раз в неделю я с сёстрами стирала. Мыла, и тем более стирального порошка в те годы не было. Его заменял нам щёлок. Наливали в два корыта воды. В одно клали ткань, сыпали поверх золу. Когда она растворялась, процеживали через неё, и в той воде стирали…

Одним из самых ярких воспоминаний детства Марии фёдоровны был «пир». Так она назвала рыбалку:

— Наши бабушки Веры – одна Ивановна, другая Степановна — командуют: «Берём «пужалки», и айда!». Это значит, что детвора берёт палки и идём на Чир. Там они раскидывали бредень (небольшой неводок), а мы на некотором расстоянии начинали бить «пужалками» по воде… Пять минут — и у нас много рыбы! Ещё час, и она уже на столе – жареная, варёная, печёная, вяленая…Разве это не пир?!

А учились дети в хуторе Грачевском, что располагался в семи километрах.

Хорошо помнит Мария Федоровна и оккупацию родной земли немецко-фашистскими захватчиками.

— Лето. Жара. Где-то идёт война. Мужчин в хуторе не осталось. Женщины и дети на уборке зерна. Нам – девушкам — поручили отвезти на элеватор в хутор Базки собранный урожай. Мы запрягли быков и поехали, — вспоминает наша героиня. – Там вручную выгрузили зерно, и в направились в обратный путь. Остановились у реки, пустили быков траву щипать, а сами решили покушать. Мы были молоды и беспечны, начали горланить песни. Тут из кустов вышел мужчина и говорит, что немцы на подходе… Мы испугались, конечно, затихли, затушили костёр и сразу двинулись домой. А там уже хозяйничают фашисты…

Это был июль 1942 года. Немцы на машинах и мотоциклах проехали мимо Лихолидова в сторону Сталинграда. А за ними пришли румыны, которые остервенело стали грабить местное население.

— Зашли в наш двор, забрали свинью и тёлочку. Мама рыдала, а брат Саша кинулся на румына и укусил его за ногу, но это не помогло нам отбить своё имущество, — сокрушается моя собеседница.

Полгода в хуторе жили итальянцы, которые относились к жителям более человечно. Один из них приходил к Лиховидовым и менял мыло и кусочки сахара на молоко.

Во время оккупации школа не работала. Обучение дети продолжили только с 1 января 1943 года. В ноябре Мария отлично сдала экзамены, и её попросили остаться в школе, преподавать немецкий язык. Потом девушку направили на годичные курсы в Ростов-на-Дону. В Государственном учительском институте, так тогда назывался пединститут, смышлёной девушке предложили освоить специальность преподавателя физики и математики.

Официально Мария Федоровна окончила институт в 1954 году, а начала трудовую деятельность педагога в родной Грачевской школе в 1947 году. Там она и познакомилась со своим будущим мужем. А дело было так:

— На дворе 1946 год. Перед зимними каникулами учителей собрали на педсовет. Вдруг открывается дверь и входит молодой, высокий, красивый мужчина в военной форме. Представился, и сел рядом со мной. Подвигает мне лист бумаги, на котором написано: «Напишите ваш адрес». Я пишу «Зачем?». Он: «Для занесение в личное дело»… Вот так началась история любви Павла Александровича и Марии Федоровны Пономаревых.

В феврале 1947 года они стали жить вместе. Через год зарегистрировали брак. А вскоре у них родился первенец Александр, а затем с разницей в два года – Николай и Валерий.

Павел Александрович преподавал химию и биологию. Окончил сначала Вёшенское педучилище, затем Ростовский педагогический институт. Оттуда его направили в Цимлянский район, в школу станицы Красноярской. Через год П.А.Пономарев решил перевезти в эти необыкновенно красивые места жену с детьми. Заведующий РОНО В.Н.Кощеев дал ему направление на работу директором в Калининскую школу.

— Когда мы въехали в станицу, я ужаснулась! Ни одного деревца – пустыня! Совсем не то, что сейчас – зелень, сады, огороды, красивые дома. Поселили нас прямо в школе. На больших переменах я бегала в нашу комнатку кормить детей. В здании было 16 печей, которые надо было чем-то топить. Директор колхоза «Большевик» выделял нам машину, пилы, и учителя вместе со старшеклассниками ездили к водохранилищу пилить, грузить обломки деревьев. В школьном дворе их уже кололи на дрова…

Так и жили Пономаревы в школе, пока не построили себе дом. Дети выросли.

Александр и Валерий стали строителями, а средний Николай окончил Киевский институт гражданской авиации, и много лет трудился инженером по связи в Цимлянском аэропорту.

У каждого из сыновей по двое детей, у которых уже взрослые свои дети. Получается, что у Павла Александровича и Марии Федоровны 12 внуков и 24 правнука. Тридцать лет как ушёл из жизни участник Великой Отечественной войны, инвалид второй группы Павел Александрович. Забрала смерть и троих любимых красавцев сыновей.

Но труженица тыла и ветеран труда Мария Федоровна Пономарева не унывает. Она общается со многими бывшими коллегами из разных школ нашего района. В её личном архиве бережно хранятся многочисленные Грамоты, Дипломы и юбилейные медали. Со стены на неё смотрят любимые мужчины, а в альбомах лежат фотографии братьев, сестёр, детей, родителей, внуков и правнуков…

— Мы любим собираться вместе. Нас очень много…- говорит женщина.

На традиционный вопрос: «Как Вы ощущаете себя в свои без малого сто лет?» Мария Федоровна вместо ответа прочла стихотворение, которое она написала к своему 90-летию:

Очень часто во сне мне снится

Мой родной, небольшой хуторок.

Называют его Лиховидов.

Лиховидовы – весь мой род.

В этом хуторе всё мне знакомо

Хоть и стал он совсем другим.

Очень много домов не стало,

Для меня он остался родным.

Там покоится прах моих предков,

И жила там большая семья.

Многодетная Мать-героиня

Нас 12 детей родила.

Нас 12 они воспитали,

Окружали заботой, теплом.

К сожалению, многих уж нету,

Босоногое детство ушло…

Наша школа в семи километрах.

Каждый день мы ходили пешком.

Все старались, прилежно учились.

Нам учёба давалась легко.

А потом мы все разлетелись,

Как птенцы из родного гнезда.

Все мы в разных краях поселились.

Приезжали домой в отпуска.

А теперь вот и дома не стало.

Он разрушился от пустоты.

Приезжая в тот хутор,

Сюда мы приходим

Постоять у родной нам черты.

Здесь такая большая левада

В диких зарослях и в бурьяне.

А в детстве бегали мы по тропинкам

Босиком по зелёной траве.

В этих зарослях протекает

Мелководная речка Чир.

В ней купались мы,

Бреднем рыбу ловили,

И устраивали пир!

Королевой этого пира

Наша бабушка Вера была.

Она очень любила рыбалить,

И всегда нас с собою брала…

Вечерком на костре в котелке

С наслажденьем варили щербу.

С удовольствием рыбку ели,

Не хотелось идти в избу…

А теперь вот в бессонные ночи

Вспоминаю об этом с тоской.

Жаль! Так быстро вся жизнь пролетела

Впереди неизбежный покой…

— И хоть я с тоской вспоминаю свою малую родину, но хочу сказать, что и Цимла давно стала мне близкой и родной! – говорит ветеран. – Сто лет для района – большое событие! Пусть он живёт и процветает ещё долгие годы, а люди, живущие на цимлянской земле, пусть всегда будут здоровы и счастливы!

Записала Н.МАРКИНА.