ПОСЛЕДНИЙ СВЯЩЕННИК ЗАТОПЛЕННОГО ХРАМА

Культурное и историческое наследие

Мы уже не раз писали о переселении на новые места ряда наших станиц и хуторов, которые попали в зону затопления при строительстве в 50-е годы Цимлянского гидроузла. Тогда была поставлена задача – взорвать в них все каменные строения, которые не подлежали вывозу. Они могли мешать судоходству на новом водохранилище. И больше всех зарядов, около двухсот, было заложено в шурфы главной святыни Цимлы – Николаевской церкви.

Последний священник Николаевской церкви ст Цымлянской , протоиерей Александр Никитич Голофаев.

Очевидцы вспоминали как при первом взрыве вся эта каменная махина с куполом приподнялась. И снова осела на свое место. Но при втором взрыве стены сложились и такой она и ушла под воду на глазах ее последнего священника – протоиерея Александра Никитича Голофаева. Он приехал тогда попрощаться со святыней, которой посвятил свои лучшие годы.

Но сам храм был уже давно закрыт до того рокового взрыва. А служил он цимлянам с 1839 года, когда был построен по проекту известного в России архитектора Ивана Старова. Кстати, сегодня в нашей области остались еще два таких храма: в станице Елизаветенской Вешенского района и в станице Калитвенской Каменского района. В храме было три пристола: главный – во имя Святого Николая Чудотворца, с южной стороны – в память Преображения Господня. А с северной стороны – во имя Божьей Матери.

О судьбе последнего священника мне подробно рассказала в свое время цимлянский краевед и историк Вера Петровна Шубина, которая жила рядом со священником и дружила с его семьей.

Александр Никитич Голофаев окончил Новочеркасскую духовную семинарию. Женился он на выпускнице из училища благородных девиц Марии Федоровне. Сначала отец Александр вел служение в столице Донского казачества Новочеркасске, а потом нес церковную службу в Константиновском, Таганрогском и Батайском приходах. Затем Александр Никитич был направлен в Николаевскую церковь станицы Цимлянской, где и стал последним священником этого храма. Безработного протоиерея сначала заставили вывозить нечистоты из станичных туалетов, в том числе и тюремного. Затем советская власть стала готовить к высылке всей большой семьи Голофаевых в Сибирь.

И помог священнику избежать этой участи один из влиятельных буденовских комиссаров города Морозовска. В свое время отец Александр и Мария Федоровна спасли его от расправы белых, которые настигли его у цимлянского храма. Но отец Александр, обманув солдат, закрыл комиссара в русской печке церкви. Убедив белых в том, что никакого большевика в святыне нет, он предложил им помолиться Богу. И пока солдаты били поклоны, справляя трапезу, Мария Федоровна вывела комиссара в безопасное место.

Вот так и осталась семья Голофаевых в станице Цимлянской.

Александру Никитичу предложили работу пчеловодом в колхозе «Новь». А в годы войны отец Александр стал священником церкви станицы Маркинской.

После окончания войны протоиерей нес церковную службу в Ростовском кафедральном соборе. Но поскольку в Ростове не нашлось ему квартиры, жил в Батайске на улице Рабочей, №100 куда часто приезжала к своим бывшим соседям цимлянка Вера Петровна Шубина.

Последние годы жизни Александр Никитич и Мария Федоровна провели у своей дочери Веры Александровны Ржевской. Последняя более 30 лет преподавала немецкий язык в Рябичевской школе, ныне Волгодонского района.

После похорон родителей на кладбище хутора Рябичева, Вера Александровна переехала в Мартыновский район к сыну, который тоже был учителем. Вот такая сложилась судьба последнего священника затопленного храма станицы Цимлянской.

Осенью прошлого года я побывал с журналистом «Придонья» Валерием Владимировичем Пестраковичем на кладбище хутора Рябичев. Это малая родина моего коллеги. Мы возложили на могилы со скромными памятниками Александру Никитичу и Марии Федоровны живые цветы и помянули этих святых людей добрыми словами, а затем минутой молчания.

Николай СИВАШОВ.

Добавить комментарий