С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!

Культурное и историческое наследие

В Свято-Никольском храме всё готово для начала торжественных Богослужений. Как ожидается в ночь с 6 на 7 января здесь соберутся более сотни прихожан. Божественную Литургию отслужит настоятель, митрофорный протоирей Б.И.Щур. Она начнётся ровно в полночь…

Но так ли хорошо знакомо нам Рождество, как кажется на первый взгляд? О некоторых фактических сторонах события, которое случилось тысячи лет назад, корреспонденту газеты «Придонье» рассказал Богдан Иванович.

— Главным символом праздника является Вифлеемская звезда. Чем она была на самом деле? Звездой в том понимании, что это было новое небесное тело? А может быть, и вправду, как о том пишут святые отцы, это был ангел в виде звезды?

— Звезда действительно находится как бы в центре праздника. Даже в тропаре, главном песнопении праздника, говорится о звезде, которая привела волхвов к Солнцу правды – Христу. Древние цари, которые служили звёздам и искали в них мудрости и руководства, через само это служение обратились к истинному Богу – творцу всех земных стихий, в том числе солнца и звезд. И тот вопрос, который Вы задали, интересовал очень многих учёных и богословов с самых ранних веков христианства. Сразу скажу, что единого мнения по этому поводу не существует. Есть три генеральные линии, которые господствовали в умах богословов в разное время. В православном богословии самой распространённой точкой зрения является та, что звезда была какой-то божественной или ангельской силой. Об этом, например, писали святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский, который в толковании на Евангелие от Матфея прямо говорит: «Что звезда действительно была сила ангельская, видно из того, что она светила днем, из того, что она шла, когда шли волхвы, и стояла, когда они отдыхали, особенно же из того, что она шла от северной стороны, где Персия, к южной, где Иерусалим — звезда же никогда не движется от севера к югу». На Западе были люди, которые пытались увидеть в Вифлеемской звезде некое природное явление. Так, в XVII веке немецкий астроном Иоганн Кеплер наблюдал сближение Марса, Сатурна и Юпитера, вследствие чего возникла яркая звезда, которую можно было видеть даже днем. Кеплер вычислил, что подобное могло происходить трижды в годы, предшествующие началу современного летоисчисления. А вот знаменитый христианский мыслитель II века нашей эры Ориген предположил, что это могла быть комета. Такое объяснение тоже нельзя отвергать сразу, поскольку мы помним, что во время распятия Иисуса померкло солнце – оно совершенно неожиданно зашло в разгар дня. Там солнце зашло, не терпя страданий своего Создателя, а здесь звезда привела их к убогой пещере, где родился Спаситель. Это выглядит вполне логично. Третья точка зрения является некой квинтэссенцией двух приведенных. Её сторонники утверждают, что Вифлеемская звезда была небесным телом, специально сотворённым Богом для особой миссии, и все её странное для небесного тела «поведение» именно этой особой миссией и объясняется. Радикального различия между тремя этими точками зрения, на мой взгляд, не существует. Творец, как создатель природы и ее законов, естественно обладает полной властью для того, чтобы эти законы нарушить ради каких-то особых обстоятельств. Как бы мы не объясняли это событие, оно остается совершенно необычным, выдающимся, и показывает призвание мира к истинному Богу.

— Вы упомянули волхвов. Кем были эти люди, и почему они всё бросили ради звезды и пошли искать родившегося младенца?

—  Их звали Гаспар, Бальтазар и Мельхиор. Они были мудрецами, посвятившими себя изучению смысла жизни и поиску истины в науке и философии, которые в то время были очень тесно связаны с астрономией. Поэтому появление новой звезды для них было событием чрезвычайным. В то время весь мир жил в ожидании Спасителя. Тем более, что к началу I века до Рождества Христова Ветхий Завет был переведён на греческий язык, и многие просвещённые люди знали о пророчестве Валаама: «Воссияет звезда от Иакова». Так что появление Вифлеемской звезды на небе волхвы восприняли как призвание и знамение, поэтому, оставив свои государства, эти благочестивые мудрецы решили найти Богомладенца, чтобы поклониться Ему.

— Полная загадок библейская история о Рождестве перекликается с сегодняшним днем. Многие христиане не знают, как правильно праздновать Рождение Спасителя, например, колядовать или нет. Ведь теперь говорят, что это какие-то отголоски язычества.

— Сам праздник Рождества Христова заменил собой языческий праздник рождения нового солнца – зимний солнцеворот. Таким образом, Церковь освятила и преобразила народные традиции. Это не отвержение, а именно преображение и перевод праздника в иную глубину. Церковь всегда преображала мир вокруг себя, и в этом смысле в колядках, которые стали песнопениями, славящими Христа, нет ничего языческого. Тем более, что Рождество — один из самых «детских» праздников в церковном календаре. Детская непосредственность и радость от подарков и песен вполне соответствует смыслу праздника. Конечно, кульминация праздника – это Рождественская служба, но с ним связаны и другие замечательные традиции. У нас в воспитанники Воскресной школы тоже поют колядки. Послушать их цимляне могут 7 января в 13.00.  Рождество Христово принесло радость и мир в наши души.

— Когда и во сколько будут проходить Рождественские богослужения?

— 6 января – Рождественский сочельник. В 8.00 – литургия, в 16.00 – всенощное бдение, исповедь. В полночь – праздничная литургия Василия Великого. В час дня ждём всех желающих на концерт воспитанников воскресной школы.

— Богдан Иванович, что Вы желаете жителям Цимлянского района в канун праздника?

— Возлюбленные о Господе братья и сёстры! От всей души поздравляю вас с Рождеством Христовым! В этот день хочется отвлечься от земных проблем и обратиться к Христу всем своим сердцем. С Богом душа обретает полноту жизни в любых жизненных обстоятельствах и проблемах.

Сын Божий пришёл к нам, чтобы мы захотели прийти к Нему.

Дорогие братья и сёстры! Проведём эти святые дни вместе с Богом, молясь, празднуя, радуясь вместе со своими близкими, родными и друзьями! С нами Бог разумейте языцы и покоряйтеся яко с нами Бог!

Беседу вела Н.МАРКИНА.

"Придонье" - Цимлянск
Добавить комментарий