«СЛИЯНИЕ ДВУХ ВОД»

В Цимлянском районном краеведческом музее в рамках акции «Ночь искусств» состоялся показ документального фильма «Слияние двух вод». Цимлянский режиссер-документалист Георгий Сорокин снял этот фильм при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Культурное и историческое наследие

Лента рассказывает о грандиозной стройке в СССР середины XX века – Цимлянского гидроузла. Основные съемки фильма прошли в нашем районе. Фильм пронизан социально-политическая историей строительства Волго-Донского канала и Цимлянского гидроузла. Автор ставил перед собой цель сохранить историческую память о послевоенных событиях в стране, об исполнении многовековой мечты — соединить воды двух великих рек.

В фильме мы видим красоту донской земли, традиции, образ жизни, трагичность и боль донских казаков, вынужденных покидать родные места в связи с предстоящим затоплением.

В основе фильма — уникальный труд профессора РГУ, друга газеты «Придонье» Николая Ивановича Бусленко, историко-публицистическое исследование в пяти книгах «Волго-Дон. Слияние вод» и повесть «Память земли» Владимира Фоменко, именем которого названа наша районная библиотека. А также большое количество архивных документов, воспоминаний переселенцев и комментарии учёных.
В первой части раскрываются события, предшествующие началу строительства судоходного канала, Цимлянского водохранилища и гидроузла. В киноленте показана подготовка к строительству и переселению, в организации которой основную роль играло МВД СССР.

Вторая часть фильма рассказывает о периоде подготовки чаши водохранилища к затоплению, началу строительства гидроузла, процессу описи имущества и драматизму самого переселения. Через воспоминания немецкого военнопленного, который вёл дневник, рассказывается о создании на стройке системы лагерей для заключенных, ставших основной рабочей силой.

Третья часть посвящена торжественному открытию Волго-Донского судоходного канала, событию, когда Цимлянская ГЭС подала первую электроэнергию. В этой же части мы видим как начинает возрождаться жизнь, строятся школы, дома и т.д.

В финале показано состояние канала и водохранилища в современных условиях, их влияние на экологию и природную среду. И именно в этой части киноленты прослеживается вопрос о том, насколько был оправдан столь радикальный слом сотен жизней людей, и не явилось ли это причиной «расказачивания Дона».

Безусловно, фильм нашего земляка Георгия Сорокина достоин внимания, эмоции и факты заставляют посмотреть на историю нашего края сквозь призму переживаний тех, кто был вынужден переселяться с родных мест, и тех, кто вложил свой личный вклад в величайшее послевоенное строительство.

Е.ПИКАЛОВА.