Кто диктует цены на нефть на рынке

фото: iStock

Новости

Решение двух «энергетических гигантов» — России и Саудовской Аравии — сократить объемы добычи нефти на 1,3 миллиона баррелей в сутки спровоцировало рост цен на нефть марки Brent, которая на этой неделе превысила отметку в 90 долларов, тем самым достигнув максимума за последние десять месяцев.

Продолжающееся сокращение добычи со стороны Москвы и Эр-Рияда ведет к резкому ограничению мирового предложения нефти, и, как следствие, цены на «черное золото» могут ощутимо подняться, рассказали «Российской газете» эксперты энергетической отрасли.

Мировые запасы «черного золота» постепенно восстановились и в первом полугодии 2023 года находились на самом высоком уровне с сентября 2021 года. Однако при сокращении мировых запасов, которое наблюдалось в мире на протяжении всех летних месяцев, сформировались новые сигналы к возобновлению роста цен, особенно если продлится сокращение добычи ОПЕК+, говорит и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов. К этому следует добавить логистический фактор ограничения предложения: мировой экспорт нефти морским транспортом упал до самого низкого уровня начиная с начала 2023 года.

Эксперт напомнил, что динамику глобального спроса на нефть в последнее время все чаще связывают преимущественно с замедлением восстановления экономики Китая и все более часто встречающимися прогнозами по поводу перегрева его экономики. Однако Поднебесная, вопреки ожиданиям, продолжает восстановление экономики и во многом ориентируется на импорт российской нефти с дисконтом, поэтому спрос со стороны Китая выглядит в перспективе стабильно высоким.

Смирнов подчеркнул, что одним из ключевых факторов, лежащих в основе предположений о будущей мировой цене на нефть, является агрессивная политика стран ОПЕК+ по ограничению предложения. «Если такая политика будет продолжена, и ограничения будут продлены на более длительный срок, то цены неуклонно могут расти, по крайней мере до начала 2024 года. Однако этот рост не будет существенным, поскольку рост мировых цен приведет к выводу на рынок дополнительного предложения сравнительно дорогой по себестоимости сланцевой нефти из США», — считает эксперт.

Таким образом, в условиях ограничения предложения со стороны ОПЕК+ создаются дополнительные стимулы для производителей из других стран к наращиванию добычи. Однако пока добыча стран, не входящих в ОПЕК+ (США, Канады, Бразилии), росла сравнительно скромнее ограничений ОПЕК+. Скорее всего, именно прирост добычи в странах, не входящих в ОПЕК+, приводит к периодическим «вспышкам» в виде снижения цен на нефть, в целом не меняя их складывающийся повышательный тренд.

Возросшая волатильность цен и неопределенность на мировом рынке нефти вследствие влияния многих факторов сами по себе способствуют повышательной, «бычьей» динамике рынка. «Ослабление роста глобального спроса на нефть, по всей видимости, начнется лишь во втором квартале 2024 года. Тем временем до конца 2023 года мировые цены на нефть будут медленно расти, но в целом не превысят отметки в 95 долларов за баррель», — прогнозирует Смирнов.

Доцент Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов, в свою очередь, считает, что ценовые тренды будут зависеть от динамики спроса. Он отмечает две тенденции: увеличение спроса со стороны Китая и других стран АТР и стагнация потребления энергоресурсов в Европе и, возможно, в США. «Правда, КНР в последние недели не показывает той экономической динамики, которой от нее ожидали аналитики рынка. В связи с этим возможно, что по итогам года рост китайского ВВП составит лишь 3% вместо спрогнозированных ранее 5%», — отметил Андрианов.

Между тем, говорит эксперт, признаки рецессии в Европе становятся все более очевидными — в частности, звучат заявления от представителей Европейского Центрального банка (ЕЦБ), свидетельствующие о скорой возможной «жесткой посадке» европейской экономики.

На этом фоне ключевую роль играет фактор предложения. И здесь становится очевидно, что Россия и Саудовская Аравия, а также альянс ОПЕК+ в целом, контролируют ситуацию и за счет продления сокращения добычи ограничивают предложение.

«Сегодня все козырные карты — на руках у ключевых производителей, и они будут стремиться к достижению своей стратегической цели, то есть к поддержанию стоимости барреля на уровне около 90 долларов, с возможными всплесками до 100 долларов. Однако вряд ли стоит ожидать цен выше 100 долларов за баррель, так как это привело бы к негативному влиянию на спрос, к его стагнации, а значит к очередному падению котировок», — резюмировал Андрианов.

Татьяна Шмелева

https://rg.ru/2023/09/07/kozyrnaia-karta-rossii.html