ЧТОБЫ ПОМНИЛИ

Приближается важная памятная дата для всей Ростовской области – 80 лет назад, 30 августа 1943 года, донская земля была полностью освобождена от немецко-фашистских захватчиков.  Станица Цимлянская была под оккупацией шесть с половиной месяцев с 16 июля 1942 по 2 января 1943 года. Действительный член Вологодского союза писателей-краеведов, автор книг «Без памяти мы грязь», «Казак – вольный человек», «Вологодские патриоты» Игорь Ваганов на своей странице сайта Проза.ру опубликовал очерк о своём дедушке, который мы приводим с небольшими сокращениями.

Культурное и историческое наследие

«Одной из ярких страниц военной биографии моего деда Ивана Максимовича Ваганова стало освобождение станицы Цимлянской. В последние часы 1942 года 54-я механизированная бригада приблизилась к левому берегу Дона. Впереди притаилась в ночи станица Цимлянская. Из-за Дона тянет кизячным дымом. Гитлеровцы взорвали мост. И командир бригады пошел на риск – форсировать водный рубеж по льду. Первым выполнять приказ бросился батальон майора Фалюты, в составе которого был и мой дед, капитан И.М.Ваганов. Фашистская артиллерия обрушила на наших бойцов плотный огонь. Солдаты с потерями продвигались по льду. Вражеский пулемет вел огонь с высокой колокольни.
Земля вздрагивает, на Дону трещит и лопается лед. Задача, поставленная перед бригадой – сходу ворваться в станицу Цимлянскую – срывалась. Путь преградили холодные воды Дона.
Но бойцы не растерялись. Пользуясь внезапно наступившим затишьем, они из бортов автомашин связали несколько плотов. И началась переправа, которая прошла благополучно. Первым переправившись через Дон, батальон майора Фалюты сходу взял небольшой хутор, и на его окраине артиллеристы успешно отразили атаку немецких танков. Артиллеристов поддерживала рота автоматчиков лейтенанта Файзуллина.
Артиллерийский расчет старшего сержанта Шабалина буквально на руках перенес пушку. Но в тот момент, когда её выкатили на исходную, вывернулся «фердинанд» и первым снарядом почти весь орудийный расчёт был выведен из строя. Показались вражеские танки. Они могут испортить операцию, не дадут возможности переправиться другим батальонам.
Помощник командира бригады полковник Дроздов крикнул Ваганову:
«Ты, кажется, знаком с этой игрушкой. Давай, наводи. Командуй, мы поможем!»
В эту минуту послышался голос:
«Снаряд!»
У пушки вновь во весь рост поднялся Шабалин. Капитан Ваганов и еще несколько офицеров, заменив убитых бойцов артрасчета, бросились выполнять команду Шабалина. Прицел. Залп. Еще один. Дернулась в предсмертной агонии самоходка, загорелся один танк. Второй счел лучшим повернуть назад.
Всего пять атак отбил расчет Шабалина. Но тяжело досталась победа над немцами: погиб сержант Шабалин и в живых из его расчета остался один наводчик Медведев. От роты лейтенанта Файзулина уцелело не более десятка бойцов, а самого лейтенанта отправили в медсанбат с перебитой ногой.
К утру 2 января бригада была полностью переправлена на правый берег Дона. С полудня выглянуло солнце, потеплело, по улицам зажурчали ручейки. Как вспоминал И.М.Ваганов, для бойцов бригады, в основном – уроженцев Урала и Сибири, было в диковинку в январе увидеть ручьи…

(Полный текст этого материала читайте в Цимлянской районной газете «Придонье»)