В низах (первый этаж казачьего куреня) у Аллы Петровны Сорокиной – бывшего руководителя народного ансамбля песни и танца «Майдан» прохладно. Сегодня у неё в гостях выпускница Цимлянской Детской школы искусств, Ростовского колледжа искусств, а теперь студентка Краснодарского института культуры Елена Качанова (в девичестве Нишкомаева). Лена готовит дипломную работу «Фольклорные традиции Цимлянского района, как основа репертуара народного ансамбля песни и танца «Майдан». И кто, как не Алла Петровна может рассказать о казачьей песне?!
Перекатываясь из века в век, песни как камни-самоцветы, получали свою огранку. Все лучшее, что было на слуху, передавалось и передается из уст в уста, из поколения в поколение. Народ вводил в свой духовный оборот подлинные шедевры лирической поэзии, не заботясь о сохранении персонального авторства.
У народной казачьей песни завидная судьба. В её бессмертии заключается великая и прекрасная тайна степного народа Дона. Если в одночасье исчезнут все письменные памятники, то по одним песням можно будет восстановить тысячелетнюю историю казачьего народа. Начиная с подвигов былинных богатырей, которые еще при Владимире святом оберегали Русь от набегов чужеземцев, и до наших дней всякое заметное событие в отечественной истории отражено в слове и напевах. Песни о татарском полоне, о Дмитрии Донском и Александре Невском, об Иване Грозном и Гришке Отрепьеве, о Петре Первом и Суворове и многих других с удивительным чутьем к правде рисуют тернистый путь Отечества через столетия. В песнях раскрывается судьба народа, неповторимый национальный характер во всем его богатстве мыслей и чувств. Душа сегодняшнего человека, который поет песни своих предков или хотя бы слушает их, соприкасается с суровыми думами Ермака, c разбойной удалью Степана Разина, с тихой грустью пряхи «в низенькой светелке», «с горькой долей ямщика, замерзающего в степи», с нелегкой службой «солдатушек — ребятушек», с завидной любовью человека, готового отдать златые горы за «ласки-взоры».
Как добрая и мудрая наставница, песня внушает нам любовь к преданиям и обычаям родной земли, к ее героям и мастерам, учит жить по законам справедливости, помогать в трудную минуту ближним, не бояться страданий, отстаивая правду и свое человеческое достоинство.
Историю народного ансамбля песни и танца «Майдан» длиною в 50 лет за раз не пересскажешь. Именно столько времени знаменитым на всю Ростовскую область коллективом руководила А.П.Сорокина. Но прежде, чем открыть свой «сундучок», Алла Петровна спросила:
— Смотрю на тебя, деточка моя, и вижу себя пятьдесят лет назад… Я была такая же худенькая, с русыми косами, голубоглазая… Леночка, почему ты выбрала донской фольклор?
— Вы меня помните по учёбе в Детской школе искусств, где я училась на эстрадном отделении. Да, народных песен мы исполняли мало. Будучи студенткой Ростовского колледжа искусств, я участвовала в областных фестивалях «Нет вольнее Дона Тихого», «Вешенская весна», «Калининское лето» и многих других, где мне в душу запала народная песня. Видела много коллективов. Но так, как исполняет казачьи песни «Майдан», так не играет их никто. В Вас, уважаемая Алла Петровна, особая изюминка, манера и обаяние, притягивающие и завораживающие, — искренне сказала Елена.
— Да, всему этому я сама училась сначала у участников хора ветеранов войны и труда, затем у майдановцев. Звание «народный» и слава коллектива ковались годами. Большую роль в этом сыграли Александр Несмеянов и Александр Овчинников. Я всегда старалась на смотры и фестивали представлять давно забытые песни. А их в репертуаре коллектива более 500. В каждую обязательно вставляла свою «завитушечку». И видела восторг в глазах зрителей…
Полный текст этого материала читайте в Цимлянской районной газете «Придонье»