С бумагой «Снегурочка» сейчас не просто и не только с ней

И не только с ней… Из-за введённых санкций подскочили в цене, а то и вовсе исчезли с полок магазинов товары разных категорий.

Новости

Бумага

Фраза из известного советского фильма «С бумагой в стране напряженка» сейчас, как никогда, актуальна. Стоимость офисной бумаги резко выросла в последние недели на фоне санкций, введенных Западом из-за российской спецоперации на Украине. Ее стало сложно купить либо приходится приобретать по новой цене, которая намного выше прежней. Полки с бумагой пустуют, а в супермаркетах ввели ограничение — не больше двух пачек в одни руки.

Цена пачки формата А4 подскочила в два-четыре раза. Заводы приостановили производство бумаги из-за нехватки одного очень важного компонента. Экономисты объясняют: переориентироваться с европейского сырья на другое быстро не получится, ведь замена компонентов сопряжена с заменой оборудования.

Часть документооборота на российских предприятиях из-за нехватки бумаги экстренно перевели в электронный формат. Но есть сферы (к примеру, управляющие компании и ТСЖ, которые печатают квитанции на оплату ЖКУ), где отказаться от нее в пользу цифровых аналогов невозможно.

Специалисты уверены: новая цена на бумагу — спекулятивная. По их мнению, производители пытаются заработать двойную, а то и тройную выручку на фоне общей истерии. Дефицит бумаги в будущем отразится на самых разных сферах: могут подорожать школьные тетради, пострадать производство газет и книг.

Федеральная антимонопольная служба отреагировала на многочисленные жалобы на резкий рост цен на офисную бумагу.

— На фоне большого количества жалоб от граждан антимонопольная служба запросила у крупнейших производителей бумаги необходимую для проверки информацию, — заявили в ФАС.

Служба пообещала незамедлительно принять меры реагирования, если выявятся нарушения антимонопольного законодательства и факты установления экономически необоснованных цен.

При этом в Минпромторге заверили, что бумажный дефицит стране не грозит, отечественные производители в состоянии полностью закрыть потребности российского рынка. Вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Андрей Фролов, со своей стороны, также заявил, что проблемы ни с офисной, ни с газетной, ни с туалетной бумагой, ни с бумажными полотенцами россиянам не грозят. По его словам, производители и ритейл, как правило, накручивают цены на фоне усугубления логистических проблем.

Хлеб

Из-за непростой экономической ситуации в стране, с которой столкнулись все граждане, подорожание хлеба и хлебобулочных изделий будет постепенным и началось с 10%. Хлебозаводам Дона пришлось пересмотреть цены на свою продукцию из-за роста стоимости сырья, которое закупается у европейских поставщиков. Маргарин подорожал на 70%, и при этом его нет на складах. Стабилизатор и эмульгатор исчезли с рынка, так как даже морское сообщение приостановлено. Вероятно, что это приведёт к сокращению ассортимента продукции на полках магазинов.

20 марта в Ростове-на-Дону прошло заседание штаба по повышению устойчивости экономики Ростовской области в условиях санкций под председательством губернатора Василия Голубева. Глава региона дал поручение областному министерству сельского хозяйства и продовольствия проработать вопрос с созданием резервного фонда зерна. По его словам, образованный фонд даст возможность по зафиксированной цене поставлять зерно на мукомольные предприятия и заводы по производству хлеба. Таким образом это удержит цену на социально значимый продукт. В планах региональных властей зарезервировать для фонда около 150 тысяч тонн зерна.

Бытовая химия

В России в среднем на 40% подорожали товары компании Procter&Gamble, которая производит бытовую химию и средства гигиены (Fairy, Always, Gillette и другие марки). P&G приостановила инвестиции в России и сократила перечень поставляемых товаров.

Цена стиральных порошков выросла в пределах 30%, средств детской гигиены — на 47%, женской — на 33%. Стоимость этой продукции увеличилась с 15 марта. Цены товаров для красоты и здоровья выросли на 67%. Пена для бритья и бритвы подорожали на 65%. Также поднялась цена на средства по уходу за волосами, в том числе шампуни (на 63%), и за полостью рта (на 58%).

В компании объяснили повышение цен удорожанием логистики и материалов, а также снижением курса рубля по отношению к иностранной валюте. В Procter&Gamble добавили, что корректировать цены пришлось из-за «нестабильной ситуации на рынке».

Автор: Юлия Пацула,