Мало кто из экспертов обратил внимание на неприметную заметку, промелькнувшую в медиа: ВС РФ захватили запасной командный пункт Украины. А зря. Нашим войскам достался один из ключевых военных объектов противника, потеря которого может иметь самые тяжелые последствия для ВСУ. Об этом в интервью ИА «ДОН 24» заявил военный обозреватель Юрий Растокин — выпускник Ростовского военного училища ракетных войск, служивший на командных должностях в центре управления космических войск в Подмосковье.
Вот что говорилось в официальной сводке минобороны РФ несколько дней назад: «В населенном пункте Николаевка в пригороде Киева российские военные взяли под контроль защищенный заглубленный командный пункт ВСУ. В плен добровольно сдался 61 украинский военнослужащий, больше половины из них — старшие офицеры ВСУ».
Информация о захвате ЗКП как-то затерялась на фоне других публикаций. К тому же позднее минобороны сообщило о ликвидации еще нескольких командных пунктов ВСУ. Но то были более мелкие центры управления. Значение ЗКП намного выше.
«В наши руки попал запасной или замаскированный командный пункт генштаба ВСУ. Это не просто пост связи с отдельными войсковыми частями, а центральный пункт управления всеми вооруженными силами Украины — всеми видами и родами войск, всеми соединениями, армиями, бригадами, полками, плоть до самого маленького подразделения — взвода или отделения. Во всяком случае, это центр управления целой воинской группировки — восточной или южной», — прокомментировал Юрий Растокин.
Захваченный ЗКП — один из крупнейших командных центров украинской армии. Он создан для резервного управления всеми войсками страны, когда уничтожен основной командный пункт. Основной, кстати, пока что действует. Всего таких командных центров на Украине не более трех.
«ЗКП служит для того, чтобы не было потеряно управление войсками в случае нанесения ударов по основным командным пунктам, расположенным в крупных городах. Тогда управление войсками всей страны переносится на ЗКП. Это не окружной, а национальный центр связи, дублирующий пункт управления войсками всей Украины», — объяснил эксперт.
На объекте захвачены очень ценные документы и, что еще важнее, ценная аппаратура.
«Нам достались секретная аппаратура шифрования, шифроблокноты, а также шифровальщики для передачи шифрованных сообщений. Теперь командованию украинской армии будет очень сложно управлять своими войсками, отдавать приказы, получать данные о ситуации на фронтах».
Потеря ЗКП серьезно повлияет на ход боевых действий, считает военный обозреватель.
«Произошла потеря управления украинскими войсками. Отныне мы будем знать содержание любых переговоров, которые ведут ВСУ. Да, они могут перейти на другую шифровальную машину. Резервная шифроаппаратура позволит Украине дублировать секретные приказания. Но поскольку в наши руки попала аппаратура шифрования, это сильно затруднит управление войсками и скрытное развертывание ВСУ».
При необходимости российская армия может вмешаться в процесс переговоров с украинским командованием и получать секретные сведения о положении дел в ВСУ.
«Теперь мы можем связаться с любыми воинскими соединениями Украины, с любыми командирами. Это окажет определенное воздействие на нашего противника. Психологически очень сильно действует, когда командиру звонят на внутренний телефон и по засекреченной связи к нему обращается представитель противоборствующей стороны. А представьте, украинского командира вызывают по засекреченной линии и говорят: «Я генерал такой-то, доложите обстановку». Такое тоже возможно».
ВСУ будет трудно отключить свой бывший узел связи. Во всяком случае, аппаратура будет работать по-прежнему.
Эксперт обратил внимание на то, что столь важный объект сравнительно легко перешел под контроль ВС РФ.
«Украинцы фактически бросили ЗКП, они про него забыли — не до того было. Оставить командный пункт, где много секретных документов особой важности, где есть секретная аппаратура шифрования и люди, работающие на ней — поразительное свидетельство халатности и неразберихи, царящей в высших эшелонах власти Украины. Серьезное упущение. Просто так такие вещи не случаются».
И самое главное — это событие показывает моральное состояние высшего командного состава ВСУ. Раз генералы пренебрегли ЗКП, значит, серьезно сопротивляться на самом верху уже не собирались, убежден наш собеседник.
«Потеря ЗКП — явный признак того, что верховное командование ВСУ в панике. Генералы просто махнули рукой на этот центр, мол, дело проиграно, надо спасать свою шкуру. В отличие от высшего командного состава, командиры ВСУ низшего звена сражаются достойно. Нельзя этого отрицать. За минувшие годы их подготовили неплохо. Это стало одной из причин, почему наши войска продвигаются медленно. Во всяком случае, медленнее, чем ожидалось. Но, думаю, мы преодолеем их упорное сопротивление и добьемся своего», — заключил Юрий Растокин.