СТАНИЦА ХОРОШЕВСКАЯ – ИЗЮМИНКА НАШЕГО КРАЯ

Станица Хорошевская была окраиной затопленной станицы Цимлянской. И повезло ей только потому, что она находилась на высоком правом Донском берегу и при строительстве гидроузла в пятидесятые годы воды Цимлянского водохранилища ее не захлестнули.

Томатоварочный завод станицы Цимлянской. При строительстве Цимлянского гидроузла его перевели в станицу Багаевскую. Общество

И вот теперь, наблюдая со станичных улиц с домами, карабкающимися по косогору, эту прекрасную морскую панораму, просто дух захватывает от неописуемой красоты. Эта синеватая морская гладь похожа на огромное зеркало, которую рябит легкий ветерок или то там, то здесь нарушают своими всплесками большие рыбины, выпрыгивающие из-под воды при своих гульбищах. И как-то по-особому тихо и глухо плещется вода у подножья о красноглинистый берег. Но стоит задуть сильному степному ветру – и это уже настоящее море с могучим прибоем и белыми барашками на гребнях волн.

На Хорошевском винзаводе идёт выгрузка винограда, привезённого с совхозных плантаций.

А там, вдали простирается панорама Волгодонска, придонских чащ и дубрав заповедных Кучугур с рыбачьими плесами и глухими девственными местами.

А всего 70 лет назад в этой низине простиралось не море, а зеленая донская степь, которую резал извилистый Дон с небольшими речушками, на берегах которых в зелени садов и виноградников стояли казачьи дома станиц и хуторов Цимлянской округи. Сама же старинная станица Цимлянская начиналась как раз на этом возвышенном месте, так называемой Чекаловой горе, а потом опускалась вниз по косогору к Дону.

Склад водочного завода (на переднем плане) и самое старое здание станицы – дом казака Воронина, где сегодня находится Хорошевская школа.

Основывая в 17 веке городок Усть-Цимла, казаки не только обнесли его вокруг огромным рвом, но и построили на правом гористом берегу сторожевые посты с каланчами и вышками для широкого обозрения и охраны. Впоследствии здесь через Дон была сооружена капитальная переправа, к которой подходила старинная дорога с бутовым мощением. Ее остатки сохранились у бывшего рыбцеха ООО «15 лет Октября» и по сей день. Причем у этой уникальной дороги разделительная полоса и обочина тоже были вымощены специальными камнями.

Особенно красиво тогда смотрелась станица Цимлянская с Чекаловой горы. Аккуратные белые домики-курени в низинах и на косогорах, утопающие в зелени садов и виноградников. Ярко сверкал на солнце позолотой купол Николаевской церкви, камни которой просматриваются сквозь толщу морской воды из лодки в безветренную погоду.

Вдали была пристань с лодками и пароходами. А еще дальше за Цимлянской окраиной простирался хутор Хороший, основанный в 1763 году цимлянским купцом Игнатом Хорошевым. Вот почему в народе его часто называли Хорошев. Его люди в пятидесятые годы во время переселения вместе с жителями других соседних хуторов Тимохин, Терехин и Енов переселились на Чекалову гору, основав станицу Хорошевскую.

А хутор Хороший действительно был хорошим. Весь в садах и виноградниках, с цветами в домах и на улицах, казачьими куренями с кружевной резьбой на карнизах. Красиво смотрелись выкрашенные заборы, чистые улицы всегда были посыпаны желтым песком. У холодного родника с пресной водой, где проходила дорога, купец поставил часовню. Источник стал своего рода местом отдыха для многих проезжавших путников. Рядом с часовней с 1889 года стояла чугунная ниша, в которую был вложен железный ящик, похожий на почтовый. Вверху на нем была продолговатая узкая прорезь, в которую свободно вкладывался даже серебряный рубль. Ящик был прикреплен к нише железными болтами и закрывался двумя внутренними замками. На ящике церковно-славянской вязью были написаны позолотой слова: «Жертвуйте калекам, малоимущим и сиротам на пропитание».

Знаменитый цимлянин, энциклопедист донского виноградарства Леонид Карлович Гельмбрехт.

И многие сострадательные люди, особенно из числа богатых путников, опускали в ящик монеты, крестясь и приговаривая: «Господи, пошли им здоровья и благополучия».

Ежемесячно местный поп с дьяконом из Успенской церкви открывали ящик и изымали пожертвования. По сведениям церковных служащих, пожертвования были мизерными. Но как-то ночью 1890 года ящик исчез. Несмотря на то, что имел пятипудовый вес.

Станичная полиция сбилась с ног, пока не обнаружила его во дворе одного из кабаков станицы Цимлянской. А вскоре были задержаны и воры. Ими оказались жители хутора Хороший завсегдатаи этого кабака по прозвищам Клиндух и Дырда. У обоих не было по одному глазу, а у Клиндуха еще и левой ноги по колено. Как установило следствие, ящик с деньгами они перевезли от часовни к кабаку с помощью почтового извозчика. За изъятые в ящике 113 рублей (а это были тогда немалые деньги) Дырда и Клиндух устроили винную попойку, на которую пригласили почти всех калек станицы Цимлянска и хутора Хороший.

Вот так и обнаружилось, что даже за неполный месяц в ящике набиралось немало денег. Но Клиндуху и Дырде все это не зачлось. «За ограбление святыни» – так звучал суровый приговор Цимлянского мирового судьи – оба воришки получили по два года тюремного заключения. Правда, ящик для сбора денег для малоимущих церковники больше не стали устанавливать на прежнее место. Говорят, что потомки Клиндуха и Дырды потом переселились в хутор Крутой, который стал затем самым криминальным в Цимле.

Николай СИВАШОВ

(Полный текст этого материала читайте в цимлянской районной газете «Придонье»)