День Военно-морского флота в нашей семье всегда считался святым праздником. И хотя от станицы Калининской до морей и океанов сотни или даже тысячи километров, мы с детства знали как трудно и одновременно почётно быть моряком, а тем более подводником. Ведь наш папа Виктор Фёдорович Бондаренко прослужил на флоте около пяти лет и внёс огромный личный вклад в развитие флотского снаряжения, которое используется моряками до сих пор.
Отец родился в простой казачьей семье до войны, в 1936 году. Его родители Анна и Фёдор были очень скромными и трудолюбивыми людьми. Как все — мечтали о мирном и счастливом будущем для своих детей. Виктор с детства был работящим, рассудительным, любознательным и рано повзрослел. Ещё до армии влюбился в девушку Олю и женился на ней. Родители сначала были против раннего брака, а потом смирились. Олечка и их покорила своей скромностью, хозяйственностью и трудолюбием.
Она верно ждала мужа из армии, растила дочку Танюшку. А он четыре с половиной года бороздил морские просторы и в своих письмах сообщал, что дела идут хорошо. Зачем было молодой жене знать, насколько сложна и опасна служба водолаза-подводника, который ради испытания нового скафандра опускается под воду на экстремальную глубину и находится там, без преувеличения, на пределе человеческих возможностей.
У Виктора, как у испытателя, был персональный номер 11. Под этим номером он прошёл три океана и 18 морей. Испытывая новый скафандр на глубине 800 метров, он заработал профессиональную для подводников кессонную болезнь, которая вызывает патологию сосудов.
За добросовестную службу Виктор Фёдорович Бондаренко награждён многочисленными грамотами и знаками отличия. От рядового матроса он дошёл до старшины первой статьи. Снаряжение, которое испытывал отец, до сих пор находится на вооружении российского ВМФ.
(Полный текст этого материала читайте в Цимлянской районной газете «Придонье» от 24 июля 2021 года)