Как цимлян выселили в Сибирь

В мае и летом 1931 года сотни семей из станиц и хуторов Цимлянского района были высланы  в Молотовскую (Пермскую) область и Ныробский район. Тысячи из них погибли в  трудовой ссылке. Точная цифра репрессированных и погибших неизвестна. Среди тех, кого коснулась эта судьба, были семьи Альникиных, Поповых, Лахмытовых, Хоросовых, Коротковых и других…

Новости

В 30-е годы прошлого столетия большевики начали очередной этап борьбы с «кулаками». Борьба эта заключалась в том, что без суда и следствия у зажиточных казаков, которые  своим тяжким трудом в личных подсобных хозяйствах создавали свое материальное благополучие, изымали  земли, конфисковывали хлеб, скот, инвентарь. А потом кого-то убивали, но  большую часть отправляли в Сибирь и на Урал.

Коснулось это и цимлян. Сначала поползли слухи, что у зажиточных будут все имущество отнимать, а потом все так и произошло.

К сожалению, уже нет в живых свидетелей тех страшных событий, но остались записи их воспоминаний, благодаря которым сегодня мы можем рассказать об этом.

Недалеко от хутора Лозного когда-то располагался хутор Базки, получивший свое название от слова «базы», на которых хуторские казаки содержали крупный рогатый скот и лошадей. Рядом с базами стояли жилые дома, хозяева которых жили довольно богато.

По воспоминаниям Марии Ивановны Коньковой, ее семья имела табун лошадей, стадо овец, десяток коров, а еще свиней, птицу, выращивали зерновые, овощи и фрукты. Всем этим большим хозяйством руководил Иван Григорьевич Николаев.

И вот однажды в хутор Базки пришли «уполномоченные» (так, во всяком случае, они сами себя называли), согнали весь имевшийся скот, собрали инвентарь и увезли «в колхоз». А всю семью арестовали и пешком отправили в станицу Морозовскую.

В растянувшейся на километр колонне были семьи из соседнего хутора Лозного, станицы Цымлянской и других населенных пунктов района. Там «переселенцев», не успевших захватить с собою ни сменной одежды, ни продуктов на дорогу, без денег и документов погрузили  в вагоны и отправили  на Урал.

Другие такие же семьи на Цимлянской пристани были погружены на баржи и по Дону отправлены в Сибирь.

А так как на хуторе Базки находились основные средства производства и скот казаков из хутора Лозного и других близлежащих населенных пунктов, то произвол там продолжался еще какое-то время. Большую часть казаков тогда репрессировали, кого-то расстреляли, а их дома разобрали и перевезли на новое место. Оставшиеся жители собрали свои нехитрые пожитки и ушли кто куда. Так хутор Базки прекратил свое существование…

В части хутора Лозного,  называвшейся Низы, жили зажиточные казаки, самым богатым из которых считался Михаил Исаев. Его и четверых сыновей — Павла, Ивана, Михаила и Самуила раскулачили вместе с Гавриилом Фокиным, Николаем и Иваном Беловыми. Как и многие другие, они были высланы на Урал. Домой они не вернулись – все погибли в ссылке…

Горькая судьба постигла и тех, кого отправляли баржами с Цимлянской пристани. Мало кто смог выжить в тех нечеловеческих условиях. Среди уцелевших и вернувшихся на малую родину — цимлянка Вера Петровна Шубина.

Семья Шубиных, как и большинство казачьих семей, была многодетной – пятеро детей. Вера в 1932 году пошла в первый класс, старшему – десять, младшим близнецам по два с половиной года.

Глава семьи Петр Георгиевич Альникин с 1930 года служил делопроизводителем-счетоводом в Цимлянском станичном Совете, затем в других организациях станицы, в том числе в промышленно-кооперативной артели «Пищепродукт «Большевик».

В связи с проводившейся в районе поголовной коллективизацией у зажиточных казаков отбиралось все движимое и недвижимое имущество и как результат – в районе резко ухудшилось положение со снабжением хлеба, что привело к голоду.

Первой за невыполнение плана хлебозаготовок поплатилась станица Хорошевская, жителям которой в апреле 1933 года объявили о выселении в Сибирь и за Урал.

Всего же под репрессии попали 120 семей – более тысячи человек из станиц Цымлянской, Хорошевской, Новоцимлянской, Лозновской, Маркинской.

В трюмы трех барж утрамбовали взрослых и детей. Было очень тесно, холодно, сыро. В пути репрессированным выдавали один раз в двое суток по 300 граммов хлеба на душу.

О.УЛЬЯНОВА.

Полный текст этого материала читайте в Цимлянской районной газете «Придонье» № 20 от 22 мая 2021 года