Госуслуги будут сами подсказывать доступные льготы: разъяснения эксперта

 В соответствии с новыми правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг (Постановление Правительства РФ от 20.07.2021 № 1228) госуслуги станут проактивными. Это означает, что портал «Госуслуги» сам будет напоминать гражданам об услугах на основании изменения их статусов в ведомственных реестрах (по электронной почте, в соцсетях, через push-уведомления и проч.).

На сегодняшний день госуслуги являются реестровыми: органы, предоставляющие государственные услуги, вносят сведения об услуге в реестр. По новым правилам, эти сведения должны быть достаточными для того, чтобы охватить все возможные категории заявителей, которые обратились за одним результатом предоставления государственной услуги и объединены общими признаками. Иными словами, речь идет об исключении участия человека из процесса принятия решений, которые теперь будут приниматься по заданным алгоритмам на основе утвержденных регламентов.

О том, какими методами и с помощью каких инструментов это будет реализовываться рассказала заведующий кафедрой административного и служебного права Южно-Российского института управления РАНХиГС Леся Душакова:

Как это будет реализовано?

«Будет использован такой цифровой инструмент, как профилирование заявителей. Гражданину достаточно зарегистрироваться на портале госуслуг и заполнить профиль, указав там существенные для государства сведения о себе, детях, что позволит впоследствии получать уведомления о том, в частности, какие льготы и пособия ему полагаются с указанием на список документов, которые нужно предоставить для получения соответствующей услуги. Данные о положенной услуге будут формироваться исходя из личного профиля.

Подать соответствующее заявление можно будет через личный кабинет. Услуга будет предоставлена в соответствии с тем вариантом, который соответствует признакам заявителя, определенным в результате профилирования. Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, при информировании гражданина будет разделен на документы, которые он должен представить самостоятельно, и документы, которые он вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия».

Какие дальнейшие планы по развитию этой технологии?

«В Минэкономразвития России ожидают, что полномасштабное внедрение механизма профилирования в рамках более чем 600 федеральных услуг произойдет до 1 января 2023 года, а для всех региональных и муниципальных услуг — до 1 января 2024 года.

Помимо проактивного предоставления государственных услуг предполагается дальнейшее развитие механизмов многоканальности и экстерриториальности получения государственных услуг, сокращения сроков их предоставления. Многоканальность предполагает использование различных средств информирования и получения результатов (мобильные устройства, соцсети, сайты, банковские приложения, e-mail). Экстерриториальность предполагает предоставление услуги вне зависимости от места нахождения и места регистрации.

В то же время развитие этих механизмов потребует значительных изменений действующего законодательства, поскольку на сегодняшний день, например, некоторые услуги могут иметь исключительно результат на бумажном носителе. И эта работа в основном еще впереди. Соответственно, цифровые перспективы предоставления госуслуг могут некоторое время «буксовать».

Также следует обратить внимание на то, что распространение коронавирусной инфекции уже активно повлияло на предоставление госуслуг. Правительство РФ установило, а, по сути, продлило, особый (упрощенный) порядок предоставления наиболее востребованных госуслуг в социальной сфере до конца 2021 года (оформление пособий, компенсационных выплат и проч.) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.04.2021 N 530. ПФР и ФСС в этой связи могут вводить упрощённые правила идентификации заявителей. Вполне возможно, что этот подход сохранится и в будущем на постоянной основе».

Добавить комментарий